Публикуем интервью из свежего номера газеты «Единая Россия. Опорный край».
Больше года назад «Единой Россией» был инициирован проект, получивший статус партийного - «Локомотивы роста». Его координатором стал депутат Государственной Думы, член Генерального совета партии «Единая Россия», заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Борисович Кравченко.
Сейчас, спустя год, можно уверенно говорить о том, что проект состоялся. Собран огромный массив информации о состоянии и перспективах промышленности, проведен ряд региональных форумов, где были представлены проекты промышленного и инфраструктурного развития, причем лучшие получили поддержку на высшем партийном уровне. Впрочем, это только задел. Что же дальше? Каковы дальнейшие перспективы развития проекта? Об этом мы и беседуем с Денисом Кравченко.
- Денис Борисович, партия – структура политическая, но вы заявляете, что ваша задача – содействие промышленному росту... У нас в истории был период, когда партия отвечала за всё…
- Во-первых, скажу, что в советское время партия действительно отвечала.
И если в каком-то городе имело место невыполнение плана промышленными предприятиями, спрашивали с секретаря горкома. Чтобы не обращаться к этой теме ещё раз, сразу подчеркну: мы к ответственности готовы. И то, о чём мы говорим, - не декларации. А что касается проекта «Локомотивы роста», то он по существу своему является политическим механизмом, с помощью которого должны и будут решаться задачи экономического развития страны. При этом важное отличие от советских времен в том, что теперь партия не дублирует структуры исполнительной власти, а работает вместе с промышленниками, бизнесом, экспертами и задает новые ориентиры в развитии промышленности и экономики.
- А почему вообще возникла идея создания такого проекта?
- Сама жизнь подсказала, что он необходим. К тому привело развитие политической и экономической ситуации, причем не в нашей стране, а скорее вокруг неё. Надо сказать, руководство России проявило огромное терпение. Президент России Владимир Путин не раз заявлял, что мы готовы к сотрудничеству и в экономической, и в политической сфере. Предлагал отставить двойные стандарты, выполнять договорённости, соблюдать рыночные принципы. Но пока нас так и не захотели услышать. Давление, с которым столкнулась экономика России, только нарастает. И в этой связи «Единая Россия» поставила вопрос о необходимости обеспечения роста экономики за счет более интенсивного развития промышленности.
Замечу, что если на начальных этапах санкционного давления мы приступили к реализации мер по импортозамещению, то сейчас имеет смысл начать разговор о реализации стратегии импортонезависимости в ключевых и перспективных секторах промышленного производства.
- Готовы ли мы к этому?
- У нас нет другого выхода. Очевидно, что нас и дальше будут выдавливать с рынков, будут запрещать продажу нам высоких технологий, препятствовать инвестированию в российскую экономику. То есть применять методы недобросовестной конкуренции. Давление это очень серьезное, и оно усугубляется тем, что мы по-прежнему остаемся потребителями промышленного импорта. Основная доля потребляемых промышленных товаров производится не у нас в стране, и тем самым мы, по сути, субсидируем экономики других стран. Мириться с этим нельзя, мы должны в очень короткие сроки, фактически за 10 лет, войти в ряды ведущих мировых экспортеров промышленной продукции.
- Задача амбициозная…
- Амбициозная, сложная, но выполнимая. Напомню, что Президент в Послании Федеральному Собранию говорил о том, что либо мы сейчас совершим рывок, либо рискуем безнадежно отстать.
- Отставать, конечно, мы себе позволить не можем…
- В том-то и дело… Год назад мы начали разрабатывать и реализовывать проект, который должен содействовать развитию российской промышленности. Мы долго и тщательно изучали состояние промышленности, прежде всего, в регионах. Вместе с нашими партнерами, экспертами собрали информацию, проанализировали её, провели ряд серьезных обсуждений и подготовили предложения по развитию промышленности и обеспечению роста экономики.
- Расскажите подробнее, что это за предложения?
- Во-первых, как я уже говорил, это переход от решения задач импортозамещения к стратегии импортонезависимости, обеспечению промышленной состоятельности в ключевых для развития сферах.
Второе – необходимо добиться формирования новых индустрий. Это даже не отрасли, а нечто большее – новые направления в экономике. Мы должны найти «локомотивы роста», на основе которых возможно будет создание и развитие глобальных цепочек добавленной стоимости. Достичь этого чисто административными методами, точечным воздействием на одну или несколько отраслей нереально. Скорее речь идет о формировании современных производственных экосистем, которые позволят производить глобально конкурентные продукты для реализации на мировом рынке. Для этого требуется развитие нового уровня промышленности, Нужны передовые производства в современном понимании этого термина.
- И какое же оно, это современное понимание? В чем его особенность?
- Такие производства за счет гибкости управления, совместной работы с научными и образовательными центрами, малым и средним технологическим бизнесом, могут быстро создавать прототип нового технологического решения и затем переводить его в массовый тиражируемый продукт мирового уровня для дальнейшего продвижения на рынке. Сегодня мы имеем возможность использовать передовой мировой опыт, например, США или Германии.
- А в нашей стране есть что-то подобное?
- В России также реализуется ряд важных инициатив, которые отвечают этим требованиям. Это и лидерский проект «фабрики будущего», нацеленный на повышение эффективности и системное внедрение цифровых технологий в производственный процесс отечественных предприятий, и инициатива по формированию сети «заводов развития», которую мы провели в рамках проекта «Локомотивы роста».
Все это вопросы стратегической перспективы для нашей промышленности, которую надо формировать, развивать и обеспечивать ей поддержку. Здесь, как я уже сказал, и проявляется роль партии – в формировании инициативы проекта и заинтересованных сторон для его поддержки.
Еще один важный момент в том, что даже лучшие идеи останутся нереализованными без снижения барьеров и достижения высокого уровня частных инвестиций. Поэтому мы вместе с Минфином и Минпромом приступили к поддержке механизма Специального инвестиционного контракта 2.0 или СПИК 2.0, реализация которого была поддержана Председателем Правительства Дмитрием Медведевым.
- О каких проектах может идти речь? Как вы их отбираете?
- По итогам съезда Партии в конце декабря прошлого года родилась идея провести серию форумов, где уже можно было бы отобрать и проработать конкретные проекты. И в течение последних месяцев пять таких форумов мы провели. Думаю, что вам многое станет понятным уже из одного перечисления городов, где мы провели наши мероприятия: Екатеринбург, Владивосток, Иваново, Иркутск, Санкт-Петербург.
Замысел проводить форумы в регионах – это работа «на земле», вне пределов Садового кольца, получить честную обратную связь и прямой контакт с авторами проектов, узнать о системных и региональных проблемах, которые мешают промышленности развиваться, чтобы наметить совместные планы и шаги.
- Все это промышленно развитые регионы, можно сказать, промышленный хребет России…
- Да, это практически так, и всюду был огромный интерес к нашей инициативе. Везде понимали: наши форумы – это не пропагандистская акция, а серьезный разговор, где можно найти общие точки и действительно получить помощь. Поэтому выражали желание участвовать, подробно рассказывали о своих идеях, спорили, убеждали, словом, по-настоящему переживали за свои проекты…
На форумах мы провели работу более, чем по 200 проектам, 18 были отобраны и им был присвоен статус лидерских.
- Вероятно, главной сложностью для вас стало выбрать лучших?
- Чтобы получить максимально объективный результат, мы привлекли специалистов самого высокого уровня. Достаточно сказать, что в отборе проектов и в самой работе форумов участвовали глава Минпромторга Денис Мантуров, статс-секретарь Минпромторга Виктор Евтухов, заместитель министра финансов Андрей Иванов, руководитель президиума экспертного совета коллегии ВПК Михаил Ремизов, ведущие ученые, эксперты и, конечно, региональные руководители. Всего в работе форумов принимали участие 1500 человек.
- Что дальше? Что вы будете с ними делать?
- Мы будем их сопровождать. Партия обеспечит им взаимодействие с промышленной, бизнес- и научно-образовательной средой. То есть мы в рамках инициативы «Локомотивы роста» обязуемся адресно довести каждый из лидерских проектов до практического результата. Для проекта и партии «Единая Россия» это очень важно, в том числе и с политической точки зрения. Это сравнительно новый формат работы, но к нему готовы и будем работать.
- Все-таки политическая составляющая в проекте «Локомотивы роста» присутствует?
- Деятельность любой партии носит политический характер, это аксиома, тут ничего не надо доказывать. Разумеется, «Локомотивы роста» - не только проект по развитию экономической инициативы. Мы стремимся к обновлению имиджа партии, к достижению более тесной связи с представителями бизнес среды, предприятиями. Мы излагаем людям свою позицию, слушаем отклик, корректируем и развиваем свои подходы.
Иногда доходит до совсем комичных ситуаций, когда оторванные от реальности общественные деятели пробуют представить нашу работу как рупор пропаганды на выборах. Они просто игнорируют тот факт, что «Локомотивы роста» — это крупный, сложный проект, требующий огромных усилий, слаженной работы… Это не митинг или очередной круглый стол провести…
Честно говоря, это даже смешно читать… Главная сила, которая заставляла граждан России в Москве и Камчатке, в Новосибирске и Мурманске, в Германии и в Нью-Йорке прийти на избирательные участки, это осознанное отношение к своему будущему и будущему страны, любовь к Родине. Часто нашим политическим оппонентам просто не дано этого уразуметь.
Пресс-служба партпроекта «Локомотивы роста» - специально для газеты «Единая Россия. Опорный край»
Прочитать, пролистать, посмотреть номер газеты «Единая Россия. Опорный край» в электронном виде можно здесь.
Напомним,
что приемная партпроекта "Локомотивы роста" действует в Октябрьском местном отделении.
А также в Свердловском региональном отделении работает Проектный офис партийного проекта "Локомотивы роста".
Контакты: Диана Шарафеевна Никитенко, моб. тел.: 8-922-2131-112; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.