• Register

фото из архива Павла Сизова IMG 0424

Павел Леонидович Сизов, гендиректор НПО «Быстрый гелий»:

- В одном из предыдущих номеров Сергей Николаевич Шкерин, главный научный сотрудник Института Высокотемпературной Электрохимии УрО РАН, рассказывал о проекте «Быстрый гелий» - отечественной технологии будущего, способной удешевить и ускорить производство гелия.

Напомню, речь идет об уникальной керамике с особой структурой, способной пропускать только гелий. Она появилась в результате исследований в недрах Уральского отделения академии наук. Чтобы понять, как функционирует устройство для производства «быстрого гелия», представьте себе установку, наполненную трубочками из керамики, обладающей такими свойствами. Через нее проходит газ, при этом гелий переходит в определенный накопитель. Еще один, более мощный, накопитель с помощью насоса откачивает гелий из установки в специальную емкость.

Наша разработка защищена двумя патентами, в том числе - блокирующим патентом. Это мировое ноу-хау. Аналоги существуют, но, по нашей информации, они проигрывают по ряду характеристик.

Задача масштабная. Если нам удастся запустить предприятие по сборке установок для производства быстрого гелия, то мы сможем наладить полный цикл производства в Свердловской области и не будем зависимы от импорта. Такие устройства могут быть востребованы как Газпромом, так и любыми нефтегазодобывающими компаниями, в том числе – зарубежными, которым нужен гелий, чтобы снизить себестоимость и повысить эффективность добычи нефти и газа.

Приведу любопытные данные для понимания актуальности проекта «Быстрый гелий». Ученые установили, что один из основных показателей развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики любой страны – это уровень годового потребления гелия. Ведь этот инертный газ используется в большинстве наукоемких технологий: энергетических, ядерных, термоядерных, космических и служит сырьем для развития ряда ключевых отраслей: авиаракетной, электронной, атомной промышленности, медицины и так далее.

Из открытых данных мы знаем неутешительный прогноз: при отсутствии ввода новых мощностей по производству гелия уже с 2019 года ожидается его дефицит на внутреннем рынке.

США считаются крупнейшим экспортером гелия в мире. В России же пока объем производства гелия лишь около пяти миллионов кубометров в год. Главные запасы этого вещества находятся в месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока и пока еще достаточно плохо освоены. Но содержание гелия там очень высокое.

На Дальнем Востоке создается гелиевый ХАБ. Завершение работ по строительству логистического центра обслуживания гелиевых контейнеров намечено на 2020 год. Это часть проекта «Амурский газоперерабатывающий завод», миссия - обеспечить непрерывной и надежной транспортной логистикой экспортный канал сбыта товарного гелия.

На сегодня уральский проект «Быстрый гелий» нуждается в финансировании на окончание НИОКР, а также - кураторе в органах власти: он помог бы нам наладить диалог с Газпромом и предприятиями, с которыми мы планируем производить уникальную керамику и изделия для сборки дальнейших установок (прежде всего речь идет о СвердНИИхиммаше и Богдановичских «Огнеупорах»).

Кстати, уральским проектом «Быстрый гелий» заинтересовались предприниматели из КНР, осуществляющие коммерческую деятельность в г. Екатеринбург. Они рассматривают варианты приобретения технологии либо инвестирования в проект.

Россия как будущий центр дирижаблестроения?

Одним из прорывных проектов с применением гелия может стать создание центра дирижаблестроения на Урале: дешевый гелий у нас производиться будет, титан для самолетов мы уже производим, конструкторские коллективы - одни из лучших в мире.

Россия могла бы занять лидирующее положение в развитии дирижаблей нового поколения. Сегодня дирижаблестроение в мире, да и в России, динамично развивается. Еще в 2009 году была разработана Концепции развития дирижаблестроения в России до 2020 года. Эти воздушные суда можно применять для геологоразведки, в лесоразработках, при разгрузке судов, монтаже линий электропередач, сборке и доставке оборудования и частей нефтяных платформ, а также - разработке новых месторождений в труднодоступных районах Севера.

В 2017 году глава холдинга «Авгуръ-РосАэроСистемы» сообщил об активной подготовке новейшего военного дирижабля «Атлант», который должен взлететь в конце 2018 г. и сможет подниматься на высоту до 10 тысяч метров, дальность полета – до пяти тысяч метров. Разработчики также готовят модификации дирижабля разной грузоподъемности: 16, 60 и 170 тонн. Предполагается, что для нужд военных, - противоракетной обороны РФ, - будут использовать тяжелые модели.

Также в 2017 году сообщалось, что канадская горнодобывающая компания Quest Rare Minerals Ltd. рассчитывает использовать американские гибридные дирижабли для транспортировки оборудования и людей. И тем самым сможет сэкономить $350 млн. на строительство новой дороги, которая помешала бы миграции оленей. В сотрудничестве с тем же производителем был заинтересован и португальский разработчик месторождений Helium One, которым дирижабли требовались для перевозки жидкого гелия.

Российские эксперты признали, что в мире идет гонка дирижаблестроения, в которой мы не должны отстать.

Высказывают свою заинтересованность в этой технике такие компании, как «Норильский никель», «Алроса».

Подготовила Дарья Кезина

Прочитать, пролистать, посмотреть номер газеты «Единая Россия. Опорный край» в электронном виде можно здесь.   

Напомним, что приемная партпроекта "Локомотивы роста" действует в Октябрьском местном отделении.   

А также в Свердловском региональном отделении работает Проектный офис партийного проекта "Локомотивы роста".   

Контакты: Диана Шарафеевна Никитенко, моб. тел.: 8-922-2131-112; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

 

Подготовила Дарья Кезина


© СРО ВПП "Единая Россия"