• Register

Рудных АИ

20 февраля 2019 года в Общественной палате Свердловской области состоялось очередное заседание Рабочей группы «За жилищные права», посвящённое проблемам муниципального жили-щного контроля и усилению общественного жилищного контроля, то есть участия актива жителей в организации жилищно-коммунального обслуживания многоквартирных домов. Обсуждение прошло с учётом Послания Президента РФ Федеральному Собранию. 

Организовала обсуждение названной проблемы Александра Ивановна Рудных, активист Октябрьского местного отделения «Единой России», руководитель Рабочей группы «За жилищные права» комиссии «Жилье и городская среда» исполкома СРО ОНФ. 

Александра Ивановна предоставила нам актуальный информационно-просветительский материал, посвященный вопросам проведения муниципального жилищного контроля. В ёмком, сконцентрированном виде этот материал может быть правовой базой по обозначенной теме, полезной для жилищного просвещения и гра-мотных действий Советов домов, актива жителей многоквартирных домов.

Публикуем материал А. И. Рудных целиком:

Общественная палата Свердловской области
Рабочая группа «За жилищные права»
Комиссии «Жильё и городская среда» исполкома СРО ОНФ
А.И. Рудных

20 февраля 2019 г. – среда
Заседание №4 Рабочей группы в 15 часов
(ул. Малышева, 101, офис 307)
I. Уважаемые коллеги, февраль-март – основной период общественного жилищного контроля, который организуют Совет дома, првление ТСЖ, инициативные группы.
Но это и время, когда активно и целенаправленно должен действовать муниципальный жилищный контроль (сокращённо – МЖК).
Основанием для усиления общественного и муниципального жилищного контроля в 1 квартале служит необходимость:

1) своевременного Годового отчёта УК об итогх работы в 2018 г.;
2) утверждения Планов работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов на 2019 г.;
3) приведения Договоров управления домами в соответствие с меняющимся жилищным законодательством;
4) контроля за подготовкой к реализации программ «Благоустройство дворов», «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами».
Для понимания важной роли службы муниципального жилищного контроля предлагаю активизировать знания, что такое МЖК.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

Муниципальный жилищный контроль - согласно ч. 1.1 ста-тьи 20 ЖК РФ это деятельность органов местного самоу-правления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение проверок, направленных на выявление соблюдения или нарушения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований.
Проще говоря, органы ЖКХ местного самоуправления ЖКХ дол-жны проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами – см. статью 17.1 ФЗ №131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Органы государственной власти субъектов РФ могут наделять за-конными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении УК, ИП, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на осно-вании лицензии (ч. 1.1 статьи 20 ЖК РФ).

Органы местного самоуправления осуществляют функции муниципального жилищного контроля на основании следующих нормативно-правовых документов:

˃ Конституция РФ – статьи 2, 40, 42, 45, 46;
˃ Кодекс об административных правонарушениях РФ;
˃ ФЗ №131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
˃ ФЗ №59 от 2.5.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
˃ ФЗ №294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
˃ Постановление Правительства РФ №489 от 30.6.2010 г., утвердившего «Правила подготовки органами государственного и муни-ципального контроля ежегодных планов проведения проверок упра-вляющих компаний и ИП».
Кто осуществляет МЖК? В соответствии с ч. 2 статьи 20 ЖК РФ, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти.
Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осу-ществлении муниципального жилищного контроля муниципальные органы этого контроля (у нас – Управление ЖКХ Администрации Екатеринбурга) взаимодействуют с Госжилинспекцией (ГЖИ/ГЖН).
Согласно ч. 2.3 статьи 20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.
Функции МЖК исполняет Администрация города в лице муниципальных инспекторов.
В число функций этих инспекторов входит:
проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).
Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.
Основания для проверок. В соответствии с ч. 4.1 статьи 20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года:
1) со дня начала осуществления управляющей компанией или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в ГЖИ уведомления о начале упомянутой деятельности;
2) со дня окончания проведения последней плановой проверки управляющей компании или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.
Согласно ч. 4.2 статьи 20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч. 2 статьи 10 ФЗ №294 от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и ин-дивидуальных предпринимателей при осуществлении госуда-рственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением (в т.ч. и через ГИС ЖКХ) в ГЖИ или муниципального жилищного контроля обращений и за-явлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:
к выбору управляющей компании;
к решению о заключении с УК Договора управления - см. ч.1 статьи 164 ЖК РФ;
к порядку утверждения условий Договора управления и его заключения между собственниками помещений и УК;
к порядку содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого Договора управления;
к обязательствам УК, предусмотренных ч. 2 статьи 162 ЖК РФ;
к применению предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за коммунальные услуги.
Вся информация, поступившая от жителей, Советов домов, депутатов и др. в ГЖИ по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ, является официальной и подлежит проверке.
Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.
Полномочия муниципальных жилищных инспекторов – они, в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 5 статьи 20 ЖК РФ), имеют право:
→ запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения управляющими компаниями обязательных (лицензионных) требований;
→ беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (его заместителя) ГЖИ, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах;
→ посещать (с согласия собственников помещений) жилые поме-щения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю,
→ определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК Договора управления домом и соблюдения условий данного Договора управления домом;
→ выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
→ составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
→ рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
→ направлять в уполномоченные органы информацию о нарушениях управляющими компаниями обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия ГЖИ (у нас - Департамента жилищного надзора) и муниципального жилищного контроля

Внимание! ГЖН и служба муниципального жилищного контроля могут обратиться в суд с заявлениями – на основании ч. 6 статьи 20 ЖК РФ в следующих случаях:
- о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса к протоколу собрания;
- о признании Договора управления домом, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, об утверждении условий Договора управления, об его заключении между собственниками помещений и УК;
- необходимости защитить права, свободы и законные интересы собственников, нанимателей и других пользователей жилых поме-щений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений управляющими компаниями обязательных (лицензионных) тре-бований.
Общественный жилищный контроль проводится для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.
Организаторами такого контроля могут быть общественные объ-единения, НКО, Советы домов, правления ТСЖ и другие заинтересованные лица по законодательству РФ – см. ч. 8 статьи 20 ЖК РФ.
Внимание! Согласно ч. 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении тех УК, которые осуществляют управление домами на основании соответствующей лицензии – если эти УК не нарушают лицензионных требований.
Такой контроль/надзор проводится по обращениям и заявлениям Советов домов, отдельных граждан, муниципальных и региональных депутатов.
Уважаемые коллеги, «Единая Россия» выступила с инициативой приступить к обучению населения правилам безопасности пользования газовым оборудованием в каждом доме.
Как вы понимаете, нам также предстоит включиться в эту важную работу.

II. Обеспечить безопасность эксплуатации газового оборудования
в многоквартирных домах

4 февраля в Москве состоялось заседание внутрипартийной дис-куссионной площадки «Единой России» «Благополучие человека», посвященное безопасности жилых домов с бытовым газом.
В заседании приняли участие координатор партпроекта «Школа грамотного потребителя», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере ЖКХ А. Козлов, гендиректор СРО упра-вляющих компаний Московской области, региональный координатор партпроекта «Школа грамотного потребителя» Н. Абросимова.
Ректор РГСУ Н. Починок обратила внимание на назревшую необходимость повысить уровень информированности населения о мерах безопасности при использовании газового оборудования в быту.
А. Козлов сообщил, что в рамках партпроекта c 15 февраля 2019 г. во всех регионах России начнётся онлайн-обучение людей безопасному использованию газа в быту:
- Будет запущен цикл информационно-просветительских лекций о культуре безопасного использования бытового газа и случаях мошенничества по платной установке газоанализаторов, разработан он-лайн-курс и видеоматериалы, мы проведём образовательные семинары для людей из всех регионов страны. Кроме того, будет разработана Памятка, которую мы раздадим и людям, и управляющим организациям для того, чтобы говорить на одном языке и в рамках установленных правовых требований.
Н. Абросимова рассказала, что в Подмосковье активисты партпроекта «Школа грамотного потребителя» регулярно проводят семинары и курсы в разных муниципальных образованиях для разъ-яснения жителям региона волнующих их вопросов сферы ЖКХ:
- С нового года мы особое внимание на семинарах уделяем обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования в жилых домах: приводим примеры основных нарушений в эксплуатации га-зового оборудования, которые были выявлены при проведении тех-нического обслуживания; рассказываем о том, что нужно делать, если собственник почувствовал запах газа в квартире, подъезде или около дома, разъясняем правила безопасной эксплуатации газового оборудования. Эта работа будет продолжена. Раздаточные материалы, которые мы планируем специально разработать, помогут вести просвещение жителей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №410 от 14.5.2013 г. система газоснабжения многоквартирного дома делится на 2 части:
внутридомовое газовое оборудование (ВДГО),
внутриквартирное газовое оборудование (ВКГО).
За наличие договора на ВДГО отвечает УК, а за наличие договора на ВКГО – житель квартиры.
Установлена периодичность технического обслуживания: 1 раз в год. Нормативно регламентируются наличие договора на техническое обслуживание ВКГО/ВДГО.
За отсутствие договоров предусмотрена административная от-ветственность в виде штрафа – и для жителей, и для юридических лиц.
В настоящее время почти у 70% жителей Московской области заключены договоры на техническое обслуживание своего газового оборудования, но только 100% заключение договоров даст полную безопасность проживания людей в многоквартирных домах!
На заседании также прозвучало мнение, что в настоящее время остро назрела необходимость ввести процедуру независимой оценки квалификации для специалистов государственных, муниципальных и частных организаций, обслуживающих газовое оборудование.
В настоящее время в нашей стране продолжается формирование национальной системы профессиональных квалификаций, в том числе и в сфере ЖКХ. Важным ее элементом является механизм независимой оценки профессиональной квалификации, задача которой – установление соответствия опыта, знаний, умений и навыков работника требуемому уровню квалификации.
Независимая оценка квалификаций – это один из инструментов системной работы, направленной на повышение качества и надежности жилищных и коммунальных услуг.
Цель введения системы профстандартов – повышение профессионализма работников сферы ЖКХ, а как результат - повышение качества оказания жилищных и коммунальных услуг населению.
Профстандарты создаются с привлечением работодателей и от-ражают актуальные требования к подготовке специалистов!
В феврале Госдума планирует принять законопроект о заключении единого договора на обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования.
Этот законопроект предусматривает:
- внутриквартирное и внутридомовое газовое оборудование рас-сматривать как единое целое;
- наделить УК или ТСЖ правом и обязанностью от имени собственников помещений заключать договоры на обслуживание внутри-квартирного газового оборудования.
Это позволит эксплуатирующим организациям проводить визуальный техосмотр газового оборудования в каждой квартире и делать заключение о работе, о сроке службы и эксплуатации данного оборудования.

Сейчас в муниципалитетах необходимо:

- внести поправки в действующие нормативы для обеспечения безопасности жителей многоквартирных домов;
- провести активную информационную и просветительскую работу среди жителей по повышению их грамотности в вопросах безопасного пользования газом.


© СРО ВПП "Единая Россия"