В рамках партпроекта «Школа грамотного потребителя» первичная партийная организация (секретарь Д.С. Кезина) Октябрьского местного отделения «Единой России» провела 26 марта семинар-практикум «Актуальные проблемы общественного жилищного контроля» для активных жителей, представителей общественных организаций и всех желающих. Основной доклад сделала член первичной партийной организации А. И. Рудных.
Общественники и партийцы обсудили, как защищать права и интересы жителей многоквартирных домов, противостоять недобросовестности в сфере ЖКХ и добиваться исполнения требований жилищного законодательства.
В Екатеринбурге, по разным данным, от 9,5 до 11 тысяч многоквартирных домов. При этом создано всего около 400 ТСЖ и 200 управляющих компаний. Населению катастрофически не хватает грамотности в жилищной сфере. В стране масса примеров, когда местное самоуправление и, соответственно, общественный жилищный контроль работают на высоком уровне: прежде всего dв Новосибирске и Пермском крае. В Екатеринбурге же в этом направлении предстоит сделать очень многое. Ситуация осложняется также тем, что жилищное законодательство обновляется очень интенсивно, ежегодно выходят новые постановления, изменения в законы и подзаконные акты.
После семинара прошло совещание, в котором приняли участие пришедшие на встречу представители общественных организаций и ТСЖ: ведущий эксперт Федерального экспертного центра сертификации в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения Валерий Андреевич Сычык, руководитель рабочей группы «За жилищные права» Комиссии «Жильё и городская среда» исполкома СРО ОНФ Александра Ивановна Рудных, представители СРОО «Инициатива» (Организационный комитет по развитию местного и территориального самоуправления): Председатель – Сергей Юрьевич Радченко, заместитель председателя Алексей Васильевич Безносиков, представители ТСЖ Павел Николаевич Зорин, исполнительный Секретарь Октябрьского МОП Наталья Феликсовна Вихрова, секретарь первичной партийной организации Октябрьского МОП Дарья Сергеевна Кезина.
По итогам проведенного семинара и проведенного обсуждения запланированы подготовка и подписание меморандума, проведение в первичной организации в апреле 2019 г. совещания по проблемам ЖКХ, создана рабочая группа по проблемам ЖКХ в составе: Сычык В.А. - председатель, члены - Безносиков А.В., Вихрова Н.Ф., Радченко С.Ю., Рудных А.И., Зорин В.П., Кезина Д.С..
Принято решение о подготовке совещания для рассмотрения предложений рабочей группы по проблемам ЖКХ при участии исполнительного Секретаря Октябрьского МОП Вихровой Н.Ф. для обсуждения Октябрьским МОП.
«Партийный проект «Школа грамотного потребителя» активно реализуется в Октябрьском районе. В числе мероприятий - семинары, как разбираться в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, просветительские передачи по ЖКХ на телевидении, заседания рабочих групп в Общественной палате и т.д. Обязательно будем обсуждать новые возможности для реализации партпроекта, вовлекать в его орбиту новых людей. Работы предстоит много. Среди обращений в общественную приемную проблемы ЖКХ стоят на первом месте. Но важно понимать, что «Школа грамотного потребителя» предполагает не только ликбез в ЖКХ, но и во всех других сферах, где мы являемся потребителями товаров или услуг. Спектр действия партпроекта очень широкий», - отметил Секретарь Октябрьского МОП Алексей Юрьевич Сизиков.
Подробнее о проблеме общественного жилищного контроля – в будущих номерах газеты «Единая Россия. Опорный край» и на сайте местного отделения.
Публикуем материалы А. И. Рудных, подготовленные для участников семинара:
Участникам семинара о проблемах общественного жилищного контроля в 2019 году
26 марта 2019 г.
Главные задачи организаторов и участников общественного жилищного контроля в сфере ЖКХ:
- защищать права и интересы жителей,
- бороться против коррупции в этой сфере,
- добиваться исполнения требований законодательства.
Преобразования последних лет в сфере ЖКХ сказались на состоянии этой отрасли
- положительно: постепенно снизилось датирование сферы путём бюджетных вливаний, создались предпосылки к рыно-чной экономике в сфере ЖКХ и др.;
- отрицательно: отсутствуют эффективные экономические отношения между действующими в сфере ЖКХ компаниями и пользователями ЖК-услугами, обострилась криминальная об-становка внутри сферы, продолжаются грубые нарушения за-конов управляющими компаниями и др.
Углубление криминальной обстановки в сфере ЖКХ, в частности, привело к увеличению хищений, злоупотреблений со стороны лиц, выполняющих организационно-распорядитель-ные и административно-хозяйственные функции в работе по управлению многоквартирными домами.
Должностные лица УК, РСО и других организаций ЖКХ активно применяют схемы хищения денежных средств, товар-но-материальных ценностей.
Возникли новые и видоизменились прежние способы хищений, ответственность за которые предусмотрена статьёй 160 Уголовного кодекса РФ (присвоение или растрата, т.е. хищение чужого имущества, вверенного виновному).
Распространены в данной сфере преступления, связанные со злоупотреблением полномочиями (см. статьи 201, 285 Уго-ловного кодекса РФ), с нецелевым расходованием бюджетных средств (статья 285.1 УК РФ).
По фактам присвоения руководителями УК денежных средств надзорные органы проводят проверки, но обстановка в сфере ЖКХ меняется крайне медленно к лучшему.
Из способов обмана жильцов можно выделить наиболее типичные.
1. УК заключает с подрядчиком договор на выполнение ре-монтных работ или оказание услуг с завышенной сметой.
Работы и услуги могут вообще не выполняться - тогда сос-тавляются фиктивные Акты выполненных работ. Данное на-рушение, как правило, выявляется только при проверке вну-тренних документов, касающихся финансово-хозяйственной и технической деятельности УК.
2. УК нарушает порядок начисления платы за капитальный ремонт. Как правило, это выражается в отсутствии утверждённого общим собранием перечня работ по капремонту с указанием их стоимости и сроков проведения.
3. УК нарушает порядок начисления платы за содержание и текущий ремонт жилья. Это может выражаться, например, в отсутствии структуры платы за содержание и текущий ремонт жилья (УК не проводит перерасчет оплаты за жилищные или коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении).
4. УК нарушают стандарты раскрытия информации, установленные Постановлением правительства РФ от 23.9.2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Если УК берет на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, она обязана обеспечить благоприятные и безопасные условия для проживания в этом доме всем жиль-цам. Ведущая роль в этом принадлежит Договору управления домом, условия которого регулируют правовые взаимоотношения между собственниками помещений и УК.
Юридической основой заключения Договора является статья 162 Жилищного кодекса РФ - в Договоре дол-жно быть прописано
- какие услуги и работы по надлежащему содержанию дома обязана выполнять УК,
- как и кем будет контролироваться деятельность этой компании по выполнению условий Договора,
- какие санкции будут приняты в отношении УК в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств.
По закону контроль за деятельностью УК должен производиться государственными и муниципальными органами, а так-же участниками общественного контроля, осуществляемого, прежде всего, собственниками помещений в каждом МКД.
Собственники помещений являются постоянными потребителями жилищно-коммунальных услуг, направленных на об-служивание общего имущества каждого МКД, поэтому они заинтересованы в контроле качества выполнения и жи-лищных, и коммунальных работ и услуг.
Если качество этих работ и услуг УК или ТСЖ, по мнению жителей, не соответствует должному уровню и нормативам, они могут действовать, основываясь, прежде всего, на Законе РФ «О защите прав потребителей».
Государственный контроль осуществляют прокуратура, ор-ганы МВД, Госжилинспекция, Роспотребнадзор, РЭК, ФАС, - а муниципальный жилищный контроль осуществляет соответствующая служба Администрации муниципалитета.
Для каждого собственника помещения должна быть доступной и открытой любая информация, которая может каса-ться деятельности УК, - на основании Постановления прави-тельства РФ №731 и ФЗ №237 от 27.7.2010 г.
Правовой основой действий собственника для получения информации служит и п. 4 статьи 29 Конституции РФ: каждый гражданин имеет право любым законным способом искать, получать, передавать, производить и распространять информацию!
В соответствии с п. 40 раздела IV Постановления правительства РФ №491 от 13.8.2006 г. «Правила содержания об-щего имущества в многоквартирном доме» собственники помещений в соответствии с условиями Договора управления домом или Устава ТСЖ вправе:
а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объёмах, о качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ;
б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в т.ч. и путём проведения соответствующей экспертизы).
В соответствии с п. 3 Постановления №731 и другими нормативными документами УК обязана раскрывать следу-ющую основную информацию:
а) общая информация об УК;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности УК (в части исполнения такой управляющей компанией Договоров управления домом);
в) сведения о выполняемых работах и оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества МКД;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД;
д) сведения о стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
!!! Эта информация необходима для грамотного проведения общественного жилищного контроля.
А.И. Рудных
Уважаемые коллеги, одним из главных механизмов влияния на качество жилищного и коммунального обслуживания общего имущества многоквартирных домов является общественный жилищный контроль (ОЖК).
Для его организации инициаторы контроля должны опираться на правовую основу этого контроля.
Что даёт жителям общественный
жилищный контроль?
В 2014 г. был принят ряд законов, определивших порядок проведения общественного контроля, в т.ч. и жилищного.
Порядок осуществления общественного жилищного контроля из-ложен в ФЗ №200 от 28.6.2014 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и ФЗ №212 от 21.7.2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
В статье 1 ФЗ №212 говорится: «Граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного кон-троля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных НКО.
Никто не вправе…препятствовать реализации его (гражданина) права на участие в осуществлении общественного контроля».
Участники (субъекты) общественного жилищного контроля (ОЖК) - это те, кто организует и проводит такой контроль.
Осуществлять ОЖК – по статье 9 ФЗ №212 - могут:
общественные палаты РФ, регионов, муниципалитетов (городов, районов),
общественные советы при федеральных и региональных органах власти,
общественные наблюдательные комиссии, инспекции, группы общественного контроля,
Советы многоквартирных домов и другие заинтересованные лица (в соответствии с п.8 статьи 20 ФЗ №200).
К «другим заинтересованным лицам» относятся любые лица или группы организованных лиц, созданные жильцами для осуществления общественного контроля.
Субъекты общественного жилищного контроля могут создавать ассоциации и союзы, например, Ассоциацию Советов МКД города, и проводить совместные мероприятия по общественному контролю.
Однако граждане, общественные объединения и НКО участвуют в осуществлении общественного жилищного контроля в порядке, оп-ределенном ФЗ №212 (статьи 3,4) и другими федеральными актами.
Права субъектов общественного жилищного контроля.
Совет МКД и другие заинтересованные лица имеют право:
- Осуществлять контроль в тех формах, которые определены ФЗ №212.
- Организовывать мероприятия по общественному жилищному контролю и участвовать в них.
- Запрашивать у любого органа власти любого уровня и любой организации ЖКХ информацию в рамках осуществления жилищного контроля, кроме той, что является ограниченной законами (персональные данные, государственная тайна и т.п.).
- Посещать соответствующие органы власти и организации ЖКХ в соответствии с их административными регламентами и распорядком работы.
- Подготавливать и направлять в органы власти, организации ЖКХ, в СМИ документы по итогам осуществления жилищного контроля.
- Направлять в случаях нарушения прав и свобод граждан, интересов общественных и НКО соответствующие материалы в органы прокуратуры и различным уполномоченным по правам человека.
- Обращаться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, общественных и НКО.
- Пользоваться другими правами в соответствии с законодательством РФ.
Общественный жилищный контроль осуществляется во взаимодействии с ГЖИ и органами муниципального жилищного контроля, которые обязаны
→ рассматривать направленные им документы по итогам контроля,
→ давать по ним обоснованные ответы в срок не более 30 дней, а в особых случаях – незамедлительно,
→ учитывать предложения и выводы субъектов ОЖК и принимать меры по защите прав граждан. Эта информация должна размещаться на сайтах указанных органов власти в сети «Интернет».
Формами общественного жилищного контроля в соответствии с ФЗ №212 являются:
* Общественный мониторинг – наблюдение за деятельностью организаций ЖКХ, органов власти и местного самоуправления.
Закон почему-то относит проведение общественного мониторинга к компетенции только общественных объединений (палат, советов, комиссий, инспекций и т.п.) и некоммерческих организаций. Хотя, по-моему, без него невозможно провести все остальные формы контроля.
* Общественная проверка – действия по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств по деятельности в области ЖКХ. Инициировать общественную проверку может любой субъект контроля, а значит и Совет МКД и любые «заинтересованные лица».
Проводят проверку общественные инспекторы – они име-ют право – на основе статьи 6 Гражданского кодекса РФ:
«1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов мест-ного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении удостоверения и копии рас-поряжения руководителя (заместителя руководителя) органа общественного жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, поме-щения общего пользования в многоквартирных домах;
проверять соответствие Устава ТСЖ, ЖК, ЖСК, внесенных в такой Устав изменений требованиям законодательства РФ.
По заявлениям собственников помещений в МКД проверять:
- правомерность принятия общим собранием собственников по-мещений в МКД решения о выборе УК в целях заключения с ней Договора управления домом в соответствии со статьей 162 Жи-лищного кодекса,
- правомерность утверждения условий этого Договора и его заключения,
- правомерность заключения с УК договора оказания услуг и вы-полнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД,
- правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса РФ лицами договоров оказания услуг по со-держанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД,
правомерность утверждения условий данных договоров;
- правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о создании ТСЖ,
- правомерность избрания общим собранием членов ТСЖ, ЖК, ЖСК.
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требо-ваний, в т.ч. об устранении в 6-месячный срок со дня направления такого предписания несоответствия Устава ТСЖ, ЖСК, внесенных в Устав изменений обязательным требованиям;
4) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений».
Организатор общественной проверки должен довести до ру-ководителя проверяемого органа, организации информацию о факте проверки, порядке и сроках ее проведения (длительность проверки не может превышать 30 дней), порядке определения результатов про-верки.
При подготовке проверки в проверяемую организацию, орган может быть направлен запрос о предоставлении необходимых для проверки документов и материалов.
По итогам общественной проверки составляется Акт, в котором отражаются:
- основания для проведения проверки;
- перечень документов и материалов, которые изучались во время проверки;
- установленные документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушений или запись об их отсутствии;
- выводы о результатах проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Итоговый Акт вручается руководителю проверяемой организации, направляется заинтересованным лицам, органам власти, в Госжилинспекцию, прокуратуру и т.п.), размещается в сети «Интернет».
А.И. Рудных