Продолжаем публиковать (в рамках реализации партпроекта "Школа грамотного потребителя" в Октябрьском районе) просветительские материалы по ЖКХ и местному самоуправлению, подготовленные Александрой Ивановной Рудных - руководителем Рабочей группы «За жилищные права» Комиссии «Жильё и городская среда», активистом Октябрьского местного отделения "Единой России". На этот раз на заседании рабочей группы, прошедшем 20 марта в Общественной палате Свердловской области, темой обсуждения стала реализация проекта «Школа грамотного потребителя». Участникам напомнили о целях и задачах партпроекта, основных форматах и мероприятиях по его реализации.
Общественная палата Свердловской области
Рабочая группа «За жилищные права»
Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим состояние работы по реализации 2 проектов партии «Единая Россия», связанных с проблемами ЖКХ и направленных на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания жилья, а также работы с Реестром собственников помещений в МКД.
О реализации проекта
«Школа грамотного потребителя» О реализации проекта
«Школа грамотного потребителя»
Этот проект в 2014 г. Д.А. Медведев объявил государст-венной программой, выполнение которой должно осущест-вляться во всех регионах РФ на постоянной основе.
Как известно, названный проект «Школа грамотного потребителя» введён в действие в сентябре 2014 г., а сроки его реализации установлены на 2014-21 гг.
Напомню суть этого проекта-программы.
Цели утверждения и реализации проекта ШГП:
- создание муниципальных Школ грамотного потребителя на постоянной основе,
- повышение информированности граждан об основных направлениях государственной жилищной политики,
- повышение жилищно-правовой грамотности актива жителей по проблемам ЖКХ,
- воспитание грамотных и ответственных собственников жилых помещений,
- формирование системы общественного жилищного контроля в сфере оказания жилищных и коммунальных услуг,
- содействие основам жилищно-правового просвещения учащихся общеобразовательных школ: уроки, факультативы, конкурсы, игра «ЖЭКА».
Задачи работы по реализации проекта ШГП:
1. Организовать работу общественной приёмной Областной Школы грамотного потребителя
- для проведенияконсультативно-разъяснительной работы, направленной на повышение правовой грамотности собственников жилья, представителей УК, ТСЖ,
- для регулярного приёма граждан руководителем проекта, юристом, экспертами в сфере ЖКХ, руководителями общественных объединений, работающих в сфере ЖКХ;
2. Разработать и реализовать в Свердловской области мероприятия по организации жилищно-правового просвещения населения;
3. Включить в работу по реализации проекта ШГП специалистов органов власти, ЖК-предприятий и структур под патронажем Министерства энергетики и ЖКХ области;
4. Разработать и утвердить образовательные программы для обу-чения жителей многоквартирных домов по актуальным проблемам содержания многоквартирных домов и управления этими домами;
5. Проводить областные и муниципальные общественные обсуждения по вопросам обеспечения прав и обязанностей потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также по другим актуальным вопросам состояния жилищного фонда;
6. Организовать в муниципалитетах консультаций и оказание правовой помощи гражданам по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг, по соблюдению структурами жилищно-коммунального комплекса требований жилищного законодательства;
7. Организовать «горячие линии», социологические опросы, иные формы сбора информации для выявления оценки гражданами ситу-ации, сложившейся в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
8. Организовать общественные экспертизы законопроектов и про-ектов нормативно-правовых актов, разработку предложений, напра-вленных на совершенствование нормативно-правовой базы ЖКХ;
9. Обеспечить функционирование на базе общественной приёмной Областной Школы грамотного потребителя «горячей линии», пре-дусматривающей оказание консультативной и информационной по-мощи по вопросам оказания ЖК-услуг (ежедневно с 12 до 18 часов кроме субботы и воскресенья).
10. Обеспечить общеобразовательные учреждения образовательной программой, методическими рекомендациями и материалами.
11. Систематически освещать в СМИ работу по реализации проекта ШГП.
Основные форматы, мероприятия по реализации проекта ШГП:
I. Организация постоянно действующих - муниципальных или окружных - Школ грамотного потребителя для проведения курсового обучения групп жителей.
II. Проведение в муниципалитетах информационных и практических семинаров для актива жителей по вопросам
- эффективности управления домом,
- содержания общего имущества МКД,
- итогов весеннего и осеннего техосмотров домов по качеству подготовки жилфонда к отопительному сезону и по состоянию жилфонда по окончании отопительного сезона,
- энергосбережения в многоквартирных домах,
- финансовой дисциплины собственников жилья, УК, РСО и др.
III. Проведение муниципальных и регионального конкурса для школьников по всероссийской игре ЖЭКА.
IV. Проведение круглых столов, выездных встреч с собственниками жилья в муниципалитетах и управленческих округах по наиболее актуальным вопросам состояния жилфонда, работы УК и РСО.
V. Стимулирование жителей на экономное потребление коммунальных энергоресурсов.
VI. Проведение акций, направленных на широкое вовлечение и объединение жителей, активистов в сфере ЖКХ и лидеров общественного мнения по месту жительства.
Планируемые результаты систематической работы по реализации проекта ШГП:
1. Улучшение состояния многоквартирных домов, особенно построенных в ХХ веке;
2. Повышение жилищно-правовой грамотности жителей, уровня их готовности к противостоянию против махинаций и нарушений в жилищной сфере.
3. Формирование информированного и грамотного заказчика и потребителя ЖК-услуг, соблюдающего свои права и обязанности.
4. Постепенное изменение модели взаимоотношений между жите-лями и предприятиями ЖКХ с «конфликтной» на «клиентоориетированную»;
5. Изменение пассивности большинства собственников жилья на активную, заинтересованную позицию, настраивающую жителей на участие в решении проблем обслуживания своего дома.
6. Содействие созданию в каждом МКД компетентного и работоспособного Совета дома, правления ТСЖ/ТСН, реально влияющих на обслуживание дома, на сохранность и модернизацию общего имущества.
7. Развитие потребности у взрослых и детей участвовать
- в обсуждении общих и частных проблем ЖКХ,
- в пополнении своих знаний и навыков по управлению домом, по защите своих прав и интересов.
8. Повышение открытости в деятельности предприятий ЖКХ (УК, РСО), органов местного самоуправления.
9. Повышение положительного отношения к специальностям ЖКХ, привлекательности профессий в сфере ЖКХ.
Партия «Единая Россия» в рамках проекта «ШГП» открыла 83 школы в регионах
17 декабря 2016 г.
Участники съезда региональных руководителей и координаторов «Школы грамотного потребителя» подвели итоги своей работы за 2016 г. и наметили планы на 2017 г. Были определены лучшие практики ШГП, вошедшие в специальный сборник.
Проект был запущен в конце 2014 г. На протяжении более 2 лет региональные команды Проекта делают всё возможное, чтобы акти-вные собственники жилья могли получать необходимую информацию по управлению многоквартирными домами и защитить свои права как потребителей ЖК-услуг.
За 2 года в рамках партпроекта «Школа грамотного потребителя» открыто 83 новых школы. Слушателями учебных программ стали более 1 млн. человек. Руководитель проекта, зам. председателя Ко-митета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ А. Сидякин заявил:
- В 83 региональных школах партийного проекта «Школа грамотного потребителя» прошло свыше 10 тыс. обучающих меропри-ятий (курсов, семинаров, конференций), 15 федеральных мониторингов, выпущено 140 тыс. экземпляров информационно-методических пособий. Слушателями учебных программ стали более 1 млн. чело-век, а общая аудитория проекта составила 5 млн. россиян.
Когда мы начинали Проект, нами двигало желание помочь разобраться как можно большому числу сограждан во множестве вопросов жилищно-коммунальной сферы.
II
Активисты партпроекта «Чистая страна» «Единой России» выявили новую схему,
по которой региональные операторы
обогащаются за счёт людей.
Участники реализации партпроекта «Чистая страна» в ходе мониторинга тарифов на утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО) выявили новую схему, по которой региональные операторы обогащаются за счёт людей - речь идет о завышении платежей на вывоз ТКО со стороны региональных операторов прямо. В некоторых регионах за месяц плата за вывоз ТКО выросла в 3 раза.
Это допускается, несмотря на то, что тарифы и нормативы накопления ТКО устанавливались заранее и не должны были пересматриваться регионами. Об этом сообщил координатор партпроекта, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды В. Бурматов:
- По данному вопросу будут направлены обращения в Генеральную прокуратуру РФ и Федеральную антимонопольную службу.
К нам стали поступать сигналы о том, что в ряде регионов в платежках за февраль стоимость обращения с ТКО выросла и иногда в несколько раз превышает цифру, которая была в январе. То есть, изменения идут уже в рамках этого года: и в январе, и в феврале уже была отдельная строка за утилизацию мусора. И это происходит в дополнение к тому, что в некоторых регионах с нового года тариф «накрутили» и не вычли из жилищной услуги. Сейчас эта плата еще увеличилась и местами весьма серьезно.
Если в начале 2019 г. нарушения выявлялись в действиях управляющих компаний, то сейчас речь идет о злоупотреблениях со стороны региональных операторов. У них тариф утвержден и зафиксирован, он не менялся.
Таким образом, и размер платежа меняться не должен. Раз меняется платёж, значит, где-то имеет место манипуляция - либо с нормативами накопления отходов (их можно скорректировать, например, в сторону повышения), либо просто выставили платёж на другую сумму, ничем не объясняя. И это вопрос уже не Федеральной антимонопольной службы, а прокуратуры.
После обобщения материалов партпроект будет взаимодействовать с надзорными ведомствами – ФАС и Генпрокуратурой.
На сегодняшний день «Единая Россия» вскрыла, как минимум, 3 схемы взимания лишней платы с граждан за утилизацию ТКО: первая – двойные платежи; вторая – скрытые платежи (когда в ряде регионов сумма за вывоз мусора из общего платежа никак не вычленяется, и люди не знают, сколько они за это платят); третья схема выявлена сейчас - когда сумма за вывоз ТКО серьезно растет, несмотря на то, что и тарифы, и нормативы накопления должны быть зафиксированы. Это можно назвать обманом граждан.
Узнать о нарушениях в платежах поможет активность жителей – через жалобы и предложения, обращения на горячую линию проекта «Чистая страна».
Проект «Чистая страна» должен объединять усилия партии «Единая Россия», органов власти, экологов, общественников, волонтеров
для решения экологических проблем,
для ликвидации несанкционированных свалок,
для обеспечения граждан качественной питьевой водой,
для снижения уровня загрязнения воздуха выбросами промышленных предприятий.
Актив партпроекта сейчас проводит системные мониторинги по соблюдению требований экологического законодательства, осуществляет контроль за ходом реализации нацпроекта «Экология».
Пристальное внимание необходимо уделять в каждом муниципалитете реализации реформы ТКО, внедрению раздельного сбора отходов на территории России.
III
Каждая УК обязана вести Реестр
собственников помещений в МКД
31 декабря 2017 г. принят ФЗ №485, который внёс ряд изменений в Жилищный Кодекс РФ. Одним из нововведений стала обязанность УК вести Реестр собственников помещений многоквартирных домов.
Что такое Реестр собственников помещений в МКД? Реестр собственников – база, в которой УК ведёт учёт собственников жилых и нежилых помещений в МКД.
Сведения Реестра могут храниться на бумажном носителе и в электронной форме. Целесообразно использовать оба способа, чтобы в любой момент иметь возможность восстановить сведения о вла-дельцах помещений и продолжить мероприятия, связанные с веде-нием Реестра.
ФЗ №485 обязал УК вести Реестр собственников помещений в МКД. В статью 45 ЖК РФ добавили часть 3, которая установила требования к содержанию Реестра.
В Реестре должны быть прописаны сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в МКД:
- ФИО, если собственник – физическое лицо; для юрлица – полное наименование и государственный регистрационный номер;
- номер помещения в МКД;
- сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.
Чтобы Реестр был полным, в него включают реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, - это поможет сэкономить время при проведении общих собраний собственников, данные будут включены в Реестр заранее.
Предоставление Реестра собственников инициатору ОССП. Согласно ч. 3.1 статьи 45 ЖК РФ, УК обязана предоставить Реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению или обращению в ГИС ЖКХ в течение 5 дней. Согласие остальных собственников на предоставление Реестра с персональными данными в целях созыва и организации проведения ОССП не требуется.
Согласно ч. 2 статьи 162 ЖК РФ, помимо ведения Реестра собственников помещений МКД УК обязана:
- собирать, обрабатывать и хранить информацию о жителях МКД;
- ставить граждан на регистрационный учёт или снимать с учёта;
- выдавать жильцам справки и выписки.
Такими обязанностями занимается паспортист УК! Бывает, что один сотрудник не справляется с объёмом работы - бумажные документы теряются, а эксель-таблицы не сохраняются на компьютере - данные приходится восстанавливать вручную.
Тогда УК может заключить договор на оказание услуг с Паспортным столом.
Работу УК с документацией жильцов можно упростить и создать сервис для автоматизации паспортного стола УК - на первом этапе УК может вести в нём Реестр собственников.
Данные из сервиса не будут теряться - вы сможете распечатать документы в любой момент и с любого компьютера. Мы постараемся сделать этот сервис простым и доступным каждому пользователю.
Как внести или исключить собственника помещения из Реестра? Реестр собственников нужно поддерживать в актуальном состоянии. Для этого директор УК, председатель правления ТСЖ, ЖСК, ЖК должны назначить ответственного сотрудника, который будет вносить записи в Реестр на основании Свидетельств о праве собственности или других правоустанавливающих документов.
Собственник помещения в течение 10 дней со дня возникновения основания для включения в Реестр предоставляет в УК документы, необходимые для внесения записи в Реестр.
На основе полученной от собственника помещения информации в Реестр вносятся данные с указанием реквизитов предоставленных документов.
Исключить собственника из Реестра можно:
- при отчуждении жилого помещения собственником;
- при смерти собственника;
- при иных обстоятельствах, к которым могут относиться изъятие помещения для государственных нужд или разрушение помещения.
Составить юридически правильный Реестр собственников помещений в МКД вы можете с помощью сервиса «ОСС на 100%».
Приложение
Генпрокурор РФ указал на беспредел в ЖКХ.
Непрозрачность сферы коммунальных услуг создали чиновники.
17 марта 2019 г.
Генпрокурор РФ Ю. Чайка заявил, что чаще всего это надзорное ведомство сталкивается
с необоснованным завышением тарифов,
с ненадлежащим качеством услуг,
с плохим содержанием коммунальных объектов,
с нецелевым расходованием бюджетных средств.
Россиянам, столкнувшимся с беспределом в сфере ЖКХ, он по-советовал обращаться во временные приёмные Генпрокурора, которые специально созданы в каждом федеральном округе.
Почему в России так много тех, кто наживается на потребителях коммунальных услуг? Непрозрачность ЖКХ позволяет недобросовестным чиновникам и коммунальщикам «ловить рыбку в мутной воде».
С. Разворотнева, исполнительный директор центра «ЖКХ контроль», подтверждает наличие больших проблем в этой сфере:
- Взять хотя бы такой пример: Жилищный кодекс РФ позволяет жильцам самостоятельно выбирать УК, однако в реальности соб-ственники жилья не имеют финансовых и юридических рычагов управления. Основанием для смены УК может стать отзыв у нее лицензии, но жильцы тут ничего не решают.
По ЖКХ принимается много политических решений, не основанных на экономических расчетах, - эти решения декларируются как «на пользу людям», но на самом деле их только запутывают (ср. изменение расчета оплаты за тепло - раньше платили только во время отопительного сезона, а теперь сумма «раскидывается» на весь год).
Зачем-то существует обязательная индексация тарифов каждый год, хотя никто не может объяснить, почему тарифы должны повышаться ежегодно. Где-то УК разоряются потому, что отдают ресурсникам больше, чем смогли собрать с жильцов. Где-то люди, наоборот, переплачивают. Эта непрозрачность ведет к многочисленным злоупотреблениям.
А. И. Рудных