Продолжаем публиковать (в рамках реализации партпроекта "Школа грамотного потребителя" в Октябрьском районе) просветительские материалы по ЖКХ и местному самоуправлению, подготовленные Александрой Ивановной Рудных - руководителем Рабочей группы «За жилищные права» Комиссии «Жильё и городская среда», активистом Октябрьского местного отделения "Единой России". На заседании рабочей группы, прошедшем 22 мая 2019, обсудили три темы:
- высокую степень износа фондов ЖКХ;
- лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области;
- электронную систему «Личный кабинет жителя МКД»;
- 15 критериев для оценки эффективности работы губернаторов, утвержденных В. В. Путиным.
Свердловское правительство заявило о высокой степени износа фондов ЖКХ
Правительство Свердловской области признало высокую степень износа фондов ЖКХ, в первую очередь – тепловых и водопроводных сетей. Именно этот фактор назван главной причиной почти 200 аварий и технологических нарушений в минувшем отопительном сезоне.
Как заявили участники данного заседания 7 мая 2019 г., все сбои были ликвидированы в короткие сроки и не доставили серьезных неудобств населению. Добиться этого помо-гло наличие достаточного количества обеспеченных ре-сурсами аварийных бригад.
Правительство своим распоряжением обязало мэров муниципалитетов в срок до 3 июня подвести итоги отопительного сезона и представить планы-графики подготовки к следующему отопительному сезону.
Уважаемые коллеги, сейчас самое время для того, чтобы
˃. проверить, что именно зафиксировано в Акте весеннего техосмотра вашего дома о состоянии тепловых и водопроводных сетей;
˃. проверить, что по этому поводу записано в Плане работ УК или ТСЖ на 2019 год, утверждённом весной с.г.;
˃. потребовать Советом дома или правлением ТСЖ от УК и соответствующей РСО (ресурсоснабжающей организации) оперативного устранения выявленных в Акте аварийных ситуаций и повреждений.
Постановление правительства Свердловской области №262от 25.4.2019 г.
О лицензионном контроле за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области
В соответствии с п. 3 статьи 2 ФЗ №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
с Постановлением правительства РФ №1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами"
правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке организации и осуществления ли-цензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области (при-лагается).
Положение о порядке организации и осуществления
лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области
Привожу из этого Положения 3 главу – о правах и обязанностях инспекторов Департамента жилстройнадзора по контролю за соблюдением УК лицензионных требований.
Глава 3. Права и обязанности должностных лиц
Департамента жилстройнадзора при осуществлении лицензионного контроля
9. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица Департамента имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов мест-ного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения лицензионных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Департамента о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наём-ные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах;
с согласия собственников помещений в МКД, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фон-да социального использования посещать такие помещения в МКД и проводить их обследования;
проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК в целях заключения с ней Договора управления домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ и утверждения условий этого Договора и его заключения;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений лицензионных требований, устранении выявленных нарушений, проведении мероприятий по соблюдению лицензионных требований;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями лицензионных требований, и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями лицензионных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
10. Должностные лица Департамента при осуществлении лицензионного контроляобязаны:
1) своевременно исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;
2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы лицензиата, проверка которого проводится;
3) проводить проверку на основании приказа Департамента о про-ведении проверки и в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служе-бных удостоверений, копии приказа Департамента;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю УК-лицензиата присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) представлять руководителю, иному должностному лицу УК-лицензиата, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя лицензиата с результатами проверки;
8) знакомить руководителя, иное должностное лицо лицензиата с документами и информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выяв-ленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для живот-ных, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных документов Архивного фонда РФ, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, вхо-дящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатом в порядке, установленном законодательством РФ;
11) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством РФ;
12) не требовать от лицензиата документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
13) перед началом выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лицензиата ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
14) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у лицензиата.
11. Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, а также его должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля устанавливается административным регламентом осуществления Департаментом указанного вида государственного контроля (надзора).
12. Должностные лица Департамента при осуществлении лицензионного контроля несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством Свердловской области.
В Уфе управляющие компании
протестировали (проверили на практике) систему «Личный кабинет жителя МКД» и согласились с эффективностью её применения
Администрация Уфы запланировала внедрить в городе электронную систему «Личный кабинет жителя МКД».
Сейчас городские УК проработали с этим сервисом в тестовом режиме и признали его пользу и для жителей МКД, и для служб УК.
С помощью системы «Личный кабинет» жители домов могут
- инициировать общее собрание собственников,
- связаться с диспетчерской службой своей УК,
- оставить заявку на решение коммунальных проблем.
С ноября 2018 г. система «Личный кабинет жителя МКД» в Уфе работает в тестовом режиме. Она уже помогает УК Кировского и других районов города оперативно решать проблемы обслуживания и содержания МКД.
За 6 месяцев работы через систему прошло 8,5 тысяч заявок – так, горожане сформировали через «Личный кабинет» 500 пакетов документов для проведения общедомовых собраний.
В администрации Кировского района отметили, что после внедрения системы количество жалоб жителей в УК уменьшилось.
Программа «Личный кабинет» также содержит
- блок обучающих материалов для жителей,
- ленту новостей о ЖКХ,
- домовой чат, где соседи могут обсудить волнующие их вопросы.
Программа позволяет инициировать общие собрания соб-ственников и проводить онлайн-голосования.
Один из Советов домов решил проверить полезность «Личного кабинета жителя МКД» - он зарегистрировался в системе, оставил за-явку и получил ответный звонок от своей УК через 2 минуты! Со-трудник УК обещал решить проблему до 6 вечера.
Создатели программы подтвердили, что в полную силу «Личный кабинет жителя МКД» начнёт работать во всех районах с августа 2019 г.
Уважаемые коллеги, в Уфе электронная система «Личный кабинет жителя МКД» начала эффективно работать.
Ваше мнение о пользе «Личного кабинета»: вы «за» или «против»?
=========================================
Отзывы уфимцев об этой системе:
- Уже создана ГИС ЖКХ. Зачем же плодить различного рода системы, если есть одна и она Государственная? Лучше сделайте понятно и прозрачно то, что уже создано.
- Может дешевле довести до ума одну? Ведь на ГИС ЖКХ потратили уже столько народных денег! Ещё больше потратили на принятие множества законов, постановлений, указов, приказов и др.
- А реальной и действующей системы контроля и принуждения вносить туда информацию так и не создали!
- Госжилинспекция - эта надзорная птица летает только после хорошего пинка. А УК откровенно саботируют ГИС ЖКХ. Жители уже не понимают, кому и за что платить.
- Проверить начисления невозможно, проконтролировать снятие показаний ОДПУ собственнику не дают – секретно!, а сообщить снятые показания - не положено! Зачем ещё придумывать личные кабинеты, общественные комнаты и прочую лабуду?!
- Дурак - страшный человек, а дурак с инициативой - стихийное бедствие. Колесо уже изобретено. Не надо его заново изобретать!
Напомню: у жителей МКД страны уже есть мобильное приложение, которое позволяет проводить онлайн-голосования и даёт жителям возможность связываться с УК сразу же (онлайн) и передавать показания индивидуальных приборов учёта (ИПУ) – это «Моя Квартира»,полезноеприложение портала РосКвартал.
Указ Президента РФ №193 от 25 апреля 2019 г.
"Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ"
Президент В. Путин в пятницу подписал Указ об оценке эффективности деятельности руководителей регионов. В Указе приведён перечень 15 критериев, по которым теперь будут оценивать деяте-льность губернаторов России. Указ уже вступил в силу, став осно-вным ориентиром для глав регионов. В. Путин будет по 15 пунктам оценивать эффективность деятельности губернаторов, большинство из которых «делегированы» им лично.
В данном случае критерии – это соотношение количества про-блем и качества их решения в ходе реализации национальных про-ектов. До 1 июля 2019 г. Администрация президента должна раз-работать и представить на утверждение президента РФ «Методику расчёта показателей эффективности работы губернаторов».
Уважаемые коллеги, прошу особенно обратить внимание на 10-13 пункты этого перечня – они касаются качес-тва работы по условиям жизни населения и окружающей среды.
Серьезный акцент сделан на экономику. Обращает на себя вни-мание пункт про инвестиции в основной капитал: теперь губернаторы не смогут записать в свои заслуги ни инвестиции крупных ин-фраструктурных монополий, ни ассигнования из федерального бюд-жета. В определенной степени это выравнивает глав регионов.
KPI сформулированы по итогам расширенного заседания президиума Госсовета РФ, состоявшегося в ноябре 2018 г., и закреплены в Указе президента. В Указе 15 пунктов – а в предыдущем Указе, действовавшем с ноября 2017 г., было 24 пункта.
Из нового Указа В. Путина исчезли следующие пункты - они теперь не будут учитываться:
- уровень преступности,
- доля жителей, столкнувшихся с проявлениями коррупции,
- интегральный индекс региона в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в России,
- результаты независимой оценки качества оказания услуг в социальной сфере,
- оценка населением деятельности» региональных органов исполнительной власти,
- оценка населением эффективности деятельности,
- уровень госдолга, который накопился в регионе, по его отношению к собственным доходам субъекта.
Но вряд ли сокращение списка KPI означает, что главам регионов станет легче жить и спрашивать с них будут меньше.
Мнения экспертов на этот счёт разделились:
** Политолог Д. Еловский отмечает: «В списке отражены основные болевые точки, по которым граждане оценивают дееспособность власти в регионе. И главным из 15 пунктов является первый. Все остальные – это лишь его уточнение и проверка. Если с доверием к органам власти в регионе все нехорошо, то по показателям из остальных пунктов можно понять, почему.
Вместе с тем, по некоторым позициям губернаторы просто не име-ют возможности управлять, например, сократить уровень бедности главы регионов не могут, если на федеральном уровне принимаются непопулярные решения. А если в субъекте РФ бедных станет меньше за счет повышения МРОТ, записать это в заслуги главы региона тоже будет неправильно - ведь это решение федеральных властей.
Не лучше ситуация и с критерием по формированию благоприятной городской среды - деньги на эти цели выделяются из федерального бюджета, а осваивают их уже местные власти. Нелогичность ситуации в том, что за показатель отвечает губернатор, а рычаги управления показателем – у федерального Минфина.
Указ позволит увидеть, чем главы регионов РФ реально могут управлять, а чем нет. Впрочем, чтобы он заработал, нужно дождаться методики оценки эффективности, которую должно подготовить правительство.
** Политолог А. Галлямов поясняет: «Борьбой с преступностью и коррупцией занимаются силовики, а они губернатору не подчиняются».
** Политолог Р. Колесников считает: «Конкретно эти критерии не нужны, поскольку любую статистику в этой области можно нарисовать за счет заведомо ложных и спорных обвинений. За принятыми критериями нельзя забывать о политической составляющей деятельности губернаторов. В условиях сложившейся вертикали самым опасным грехом считается не бездействие и отсутствие желания развивать экономику, а фронда или кажущаяся фронда. Не то чтобы экономические показатели совсем не учитывались и не анализировались, однако они являются сугубо факультативными по сравнению с политическими достижениями в области стабильности и управляемости. В нынешних условиях гениальный хозяйственник всегда будет уступать губернатору, который ничего не смыслит в экономике, но зато умеет консолидировать элиты и делать так, чтобы было спокойно.
** Представитель Экспертного института социальных исследо-ваний Г. Кузнецов отметил: «В показателях эффективности оценки деятельности глав регионов есть и работа над реализацией нацпроектов. Выработаны показатели, наиболее интегрально показывающие качество управления субъектами РФ, - они будут связаны с жизнью региона.
Раньше показатели оценки эффективности глав регионов тоже су-ществовали. Но мысль о том, что качество работы губернаторов необходимо как-то привести к общему знаменателю, оценивать по понятным, прозрачным и единым для всех критериям, эта мысль абсолютно правильная!
** Вице-президент Фонда открытой новой демократии А. Фёдорова подчеркнула: «Показатели эффективности работы губе-рнаторов отражают темы и направления, которые волнуют людей. Если спросить любого гражданина о том, какие проблемы он считает самыми важными, то люди будут говорить про качество дорог, обра-зование, социальную политику. Поэтому это совершенно адекватно сочетается с тем, что люди сами считают показателями качества своей жизни.
Указ является продолжением курса на обновление управленческого корпуса и объективную оценку работы управленцев. Принципиально важно, чтобы сами губернаторы понимали, как и на основании каких показателей будет оцениваться их эффективность, про что мо-жно будет сказать хорошая работа, а про что можно будет сказать, что не очень хорошая. Поэтому это очень в интересах и губернаторов, и жителей регионов, потому что прописаны сбалансированные, понятные, объективные вещи.
Напомню: в Указе В. Путина речь идёт о 12 нацпроектах: "Жилье и городская среда", "Демография", "Культура", "Здравоохранение", "Образование", "Наука", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Повышение производительности труда и поддержка занятости", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Цифровая экономика", "Международная кооперация и экспорт".
А. И. Рудных