• Register

 

4-1-1170x395

Продолжаем публиковать (в рамках реализации партпроекта "Школа грамотного потребителя" в Октябрьском районе) просветительские материалы по ЖКХ и местному самоуправлению, подготовленные Александрой Ивановной Рудных - руководителем Рабочей группы «За жилищные права» Комиссии «Жильё и городская среда», активистом Октябрьского местного отделения "Единой России". На заседании рабочей группы, прошедшем 5 июня 2019, общественники обсудили вопросы, связанные с новыми обязанностями управляющих компаний.

 

 

I. Уважаемые коллеги, на прошлом заседании вы высказали своё мнение,

 

1) какую актуальную проблему следует обсудить в июне,

 

2) какой самый значительный недостаток есть в работе УК.

 

Привожу оба эти перечня:

 

  Самый значительный недостаток в работе УК:

 

 Всю работу УК проводит плохо, без соблюдения правил и норм.

 

 Прекратил работу сайт УК – она его не восстанавливает.

 

 УК не проводит добросовестно и регулярно техосмотр общего имущества МКД, но в Отчёте заявляет, что всё исполняет.

 

 УК заблокировала строку «взнос на капитальный ремонт», а для пользования спецсчётом мы вынуждены были согласиться на внесение дополнительной платы (5,5%) от начисленной суммы.

 

 Годовой отчёт УК не прозрачен и очень не полон.

 

 УК не учитывает, что физический износ инженер-ного хозяйства дома, которому 50 лет, достигает предела, и не принимает меры по предупреждению аварийного состояния общего имущества дома.

 

 УК умудряется не замечать, не учитывать разрушения своих домов.

 

 У специалистов УК нет заинтересованности и инициативности в работе по обслуживанию домов.

 

 УК не идёт на взаимодействие с Советом дома, не признаёт его права на общественный контроль.

 

 

 Актуальные проблемы для обсуждения

 

на заседаниях в июне:

 

* Как получать Акты от УК о выполненных работах – в соответствии с Годовым отчётом УК?

 

* Ответственность УК за состояние общего имущества МКД и своевременность текущего ремонта в доме.

 

* Что нужно жителям знать о газовой и мусорной реформах?

 

* Система работы по упорядочению Договора управления домом.

 

* Своевременный вывоз мусора (ТКО).

 

* Работа системы ЖКХ во II полугодии 2019 г.

 

* Доходчивая и оперативная информация жителей со стороны УК.

 

* Как преодолевать равнодушие и безразличное отношение жителей дома к проблемам и состоянию общего имущества дома?

 

Прошу подготовить ваши предложения по реализации этих предложений.

 

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

 

II. Уважаемые коллеги, 29 июля 2017 г. был принят ФЗ №279 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения".

 

От исполнения этого закона УК и РСО, от знания его жителями многоквартирных домов зависит наведение порядка в учёте теплоснабжения по каждому МКД.

 

Сейчас самое время обратить внимание на качество работы прибора по учёту тепла, поступающего в дом.

 

Ниже привожу разъяснения, как этот закон должны учитывать УК.

 

=============================================

 

Согласно ФЗ №279, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта (ОДПУ) тепловой энергии.

 

ОДПУ тепла устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников. В соответствии с ч. 2 статьи 9 ФЗ №279, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии.

 

Информацию об этом до собственников должна довести УК!

 

Согласно ч. 2 статьи 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников.

 

Если собственники не зависят от сроков Региональной программы капремонта, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОССП и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

 

У собственников, чьи взносы поступают в адрес Регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ.

 

В ином случае на ОССП они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

 

Если собственники на ОССП не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 г., а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.

 

Что нужно знать УК об установке общедомовых приборов учёта? Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

 

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества МКД и за его рабочее состояние отвечает УК (ТСЖ) – см. статью 36 ЖК РФ и п.п. 5-7 Постановления №491, п. 18 Постановления №290.

 

Его обслуживание и ремонт должна запланировать УК в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводить за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 статьи 161 ЖК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ №6464/10 от 29.9.2010).

 

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через 2 месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 статьи 13 ФЗ №261).

 

Работы УК по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если невозможно восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта.

 

В таком случае составляется Акт о выходе ОДПУ из строя.

 

Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющей компанией. Если УК самовольно вводит дополнительный взнос на замену ОДПУ, то это считается нарушением.

 

В случае выхода из строя ОДПУ перед УК встаёт вопрос об источнике финансирования его замены - ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч руб.

 

Некоторые УК просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

 

Внимание! Рассмотрим пример из судебной практики: УК, составив Акт о выходе из строя ОДПУ теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости содержания общего имущества включила в счета стоимость этих работ. Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в ГЖИ, которая провела внеплановую проверку. В результате проверки УК получила пред-писание ГЖИ устранить нарушения: обязала УК исключить до-полнительные платежи из квитанций; вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ; сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

 

УК не согласилась с такой позицией ГЖИ и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным - она указала, что расходы, связанные с заменой ОДПУ, должны нести собственники.

 

УК настаивала в иске на том,  

 

что установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества дома и не была включена в плату за содержание помещения,

 

что соответствующие работы не включены в перечень работ и услуг в Договор управления домом.

 

Суды всех инстанций: первой, апелляционной, кассационной - встали на сторону ГЖИ. Их правоту подтвердил и Верховный суд РФ.

 

Принимая решения по иску не в пользу УК, суды исходили из следующих тезисов:

 

- ОДПУ входит в состав общего имущества МКД и при заключении Договора управления домом ответственность за его надлежащее содержание несёт УК – см. п. 6 Постановления №491 и ч. 2 статьи 162 ЖК РФ;

 

- плата за замену ОДПУ должна быть включена в плату за содержание жилого помещения;

 

- собственник платит за содержание общего имущества и обязан вносить плату за его содержание – см. статьи 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 статьи 39, ч. 1 статьи 158 ЖК РФ);

 

- размер платы за содержание общего имущества утверждается на ОССП с учётом предложений УК о перечне, объёмах и сроках услуг и работ (такие предложения УК должна составлять с учётом состава, конструктивных особенностей, степени износа и технического состояния общего имущества – см. ч. 7 статьи 156 ЖК РФ и п. 31 Постановления №491).

 

УК не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым Договором управления домом – на основе требований ч. 7 статьи 156, ч.ч. 1-3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, ч. 1 статьи 310, ч. 1 статьи 432, статей 450-453 Гражданского кодекса РФ.

 

Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги должны быть предусмотрены в Договоре управления – их УК обязана проводить независимо от того, упоминаются ли они в Договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОССП – см. Постановление Президиума Верховного ар-битражного суда РФ от 29.9.2010 №6464/10).

 

Определение в Договоре управления должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт общего имущества дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском УК.

 

Дополнительная компенсация собственниками расходов УК на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УК не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.

 

УК должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг. Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения.

 

УК должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования должен решаться на ОССП.

 

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества дома.

 

Если собственники на ОССП отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация (РСО) сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

 

УК имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только тогда, когда собственники на общем собрании примут соответствующее решение.

 

Приложение.

 

Пополняем свои информационные справочники – для качественной работы по темам и проблемам ЖКХ:

 

- «Моя Квартира» - мобильное приложение портала РосКвартал, которое позволяет проводить онлайн-голосования, даёт жителям возможность связываться с УК сразу же (онлайн), передавать показания индивидуальных приборов учёта (ИПУ).   

 

- Коллеги, будем внимательно следить за работой Комиссии по городскому хозяйству (т.е. ЖКХ) Гордумы.

 

Координаты Комиссии: пр. Ленина, 24а, 4 этаж, оф. 413;

 

тел.: 354-55-94; E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

- Сайт министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области: energy.midural.ru - раздел «Обращения граждан».

 

 

 

Перечень

 

новых обязанностей УК с 1 марта 2019 г.

 

  Исполнение обязательств, предусмотренных Договором управления домом, далеко не всегда отличается точностью и качеством.

 

Тем важнее становится создание чёткого свода правил, по которым работали бы все УК, чтобы избежать колоссального разброса по уровню качества одних и тех же услуг.

 

Подобным документом служат сейчас «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» - из Постановления правительства РФ №416 от 15 мая 2013 г.

 

Практика показала, что они нуждаются в совершенствовании. По-этому с 1 марта вводятся в действие очередные дополнения с целью вывести качество услуг УК на более высокий уровень.

 

  Выражаются они в ряде новых обязанностей УК:

 

1) Аварийно-диспетчерская служба (сокращённо – АДС) УК дол-жна обеспечивать круглосуточную регистрацию заявок от жильцов и контролировать их своевременное исполнение.

 

Для этого в АДС:

 

- заявки регистрируются в специальном журнале или в автоматизированной системе учёта заявок жильцов; а также используются технические средства записи телефонного разговора,

 

- обратившемуся жителю сообщается регистрационный номер его заявки, а также информация о сроках ее выполнения и необходимых для этого мерах,

 

- служба должна контролировать соблюдение сроков и должного качества исполнения заявки жильца. Для этого применяются методы: фотосъемки, опроса жильцов.

 

Результаты проведенного контроля должны заноситься в журнал, т.е. нельзя ограничиваться простой «галочкой»!

 

2) Для обработки заявок жильцов аварийно-диспетчерской службе установлены жёсткие нормативы по времени:

 

- срок ожидания ответа на звонок – не более 5 минут. Если своевременный ответ обеспечить не удалось, в течение 10 минут сотрудник службы должен перезвонить жильцу или предоставить ему возможность оставить голосовое или электронное сообщение, которое рассматривается в течение 10 минут;

 

- на локализацию аварийных повреждений коммуникаций дома отводится 30 минут, устранение засоров – 2 часа, на устранение последствий аварии – 3-е суток со дня повреждения,

 

- заявки об устранении небольших повреждений выполняются круглосуточно по согласованию с собственниками, а прочистка мусоропроводов должна проводиться в период с 8 до 23 часов.

 

3) Если для исполнения заявки необходим выезд сотрудника аварийно-диспетчерской службы на место, жильца предварительно уведомляют о планируемом времени визита и сообщают ФИО сотрудника, который прибудет.

 

Сотрудники АДС должны иметь при себе:

 

- все необходимые инструменты и материалы для выполнения заявки,

 

- служебное удостоверение, опознавательные знаки сотрудника АДС (бейджик, нашивки и пр.) с указанием его Ф.И.О., специальности и полного наименования УК; одноразовые бахилы.

 

Словом, известный всем образ типичного сантехника из ЖЭКа, ставшего героем народных анекдотов, должен, наконец, уйти в прошлое.

 

4) УК обязана обеспечить оперативное «взаимодействие» с жильцами подведомственных им домов.

 

  Для этого УК должна:

 

- организовать возможность личного обращения жильцов в свой офис либо в МФЦ,

 

- открыть представительство УК в пешей доступности от управляемых ею домов (в радиусе не более 3 км),

 

- проводить прием жильцов не реже 1 раза в месяц, предоставив возможность записаться на него по телефону, через МФЦ или через свое представительство,

 

- выдавать копию записи в журнале учёта приема граждан обратившемуся жильцу.

 

  Таким образом, с 1 марта 2019 г. УК должна вести свою деятельность на основе следующих принципов:

 

- обеспечивать открытость своей работы,

 

- исполнительность и вежливость сотрудников УК,

 

- оперативное устранение любых неисправностей и аварий в каждом доме.

 

==========================================================

 

Наказание для УК, которая не отвечает на

 

обращения жильцов

 

28 мая 2019 г.

 

Не так давно появилось решение Верховного суда РФ. Суть проблемы, которую рассмотрел суд, сводится к следующему.

 

Отношения между УК и собственниками.Обращение граждан рассматриваются в соответствии с ФЗ №59 от 2.5.2006 г. Применять этот закон должны как органы власти, так и организации, которые осуществляют публично значимые функции.

 

В практике судов сложилось мнение, что каждая УК также осуществляет публично значимые функции и поэтому должна соблюдать этот закон.

 

В своём Постановлении от 15.2.2019 г. №48-АД19-2 Верховный суд пришел к выводу, что управляющие организации не выполняют публично значимых функций. Ссылаясь на позицию Конституционного суда, судьи Верховного суда указали, что отношения между УК и собственниками помещений в доме носят гражданско-правовой характер, поэтому о публичных отношениях речи нет.

 

В связи с этим возник вопрос: а должны ли УК вообще отвечать на обращения собственников?

 

Как УК должна отвечать на обращения жителей?В Письме Минстроя РФ №15772-ОГ/04 от 23.4.2019 г. сказано, что УК должна отвечать на обращения с соблюдением требований закона. Минстрой РФ обратил внимание всех УК, что порядок работы с обращениями собственников определён Постановлением Правительства №416 от 15.5.2013 г.

 

Привлечение УК к ответственности.Больше того, Минстрой РФ пришёл к выводу, что нарушение порядка работы с обращениями собственников является нарушением лицензионных требований.

 

Поэтому, если УК не отвечает на обращения или отвечает с нарушением сроков, то она должна быть привлечена к административной ответственности.

 

Комментарии:

 

- УК на сегодняшний день только рассылает квитанции раньше срока, а остальное по боку. Стоит в квитанции строка «техобслуживание общего имущества», но я не понимаю, что реально делается? У нас старый дом на 8 квартир, и в нём ничего не делается! Мы сами мóем пол в коридоре. Единственно - дворник раз в неделю метёт крыльцо. Зачем нам вообще УК, если платим за свет и воду отдельно?

 

- Так проведите общее собрание и перейдите на непосредственное управление домом!

 

- Да, но непосредственное управление Жилищный кодекс разрешает только в МКД с количеством квартир не менее 30.

 

==================================================================

 

Верховный суд РФ в очередной раз объяснил плату за коммунальные услуги. Коммунальные ресурсы на ОДН перешли из ком-мунальных услуг в плату за содержание жилья несколько лет назад. Однако до сих пор остается много спорных вопросов. Один из самых важных вопросов, который волнует многих собственников жилья, связан с расчетом платы за тепло и горячую воду.

 

Минстрой РФ: протоколы общего собрания дома будут оформлять по новым правилам – он утвердил новый порядок оформления протоколов общего собрания (Приказ №44 от 28.1.2019 г.).

 

А. И. Рудных

 

 


© СРО ВПП "Единая Россия"