Продолжаем публиковать (в рамках реализации партпроекта "Школа грамотного потребителя" в Октябрьском районе) просветительские материалы по ЖКХ и местному самоуправлению, подготовленные Александрой Ивановной Рудных - руководителем Рабочей группы «За жилищные права» Комиссии «Жильё и городская среда», активистом Октябрьского местного отделения "Единой России". На заседании рабочей группы, прошедшем 28 августа в Общественной палате Свердловской области, общественники обсудили актуальные вопросы:
1. Как работать с депутатами Городской думы по проблемам улучшения качественного содержания общего имущества домов?
2. Обращение Рабочей группы к депутату Государственной думы от Свердловской области П.В. Крашенин-никову с предложениями по улучшению системы упра-вления многоквартирными домами.
3. Какое сотрудничество Совета дома, актива жителей возможно и необходимо с ближайшей школой по вопро-сам жилищно-правового просвещения старшеклассников?
Как избирателям и активу жителей
работать, сотрудничать с депутатами?
В сентябре 2018 г. в Екатеринбурге был избран новый состав Го-родской думы. Уже почти год она направляет социально-экономи-ческое развитие города, в том числе и его жилищно-коммунального хозяйства.
По Положению о Городской думе каждый депутат должен активно работать с избирателями своего округа:
- планировать свою деятельность в округе,
- вести приём жителей,
- изучать их проблемы,
- помогать, организовывать помощь в решении этих проблем,
- формировать актив из числа наиболее ответственных граждан.
Вы знаете, что жители нашего города проблемы ЖКХ, работы УК, качества обслуживания и содержания домов ставят на первое место.
Значит, совместную работу со своим депутатом есть смысл посвятить, прежде всего, решению жилищных проблем, опираясь на статьи 20 и 165 Жилищного кодекса РФ – ещё раз прочитайте эти статьи!
Как правило, избирателя волнует не «вообще» организация ЖКХ - его беспокоит,
как улучшить содержание своего дома, своей квартиры,
как добиться справедливого начисления платы за жилищные и коммунальные услуги,
как призвать к ответственности УК за плохую работу,
как добиться капитального ремонта своего дома и т.п.
Вот с чем избиратели могут приходить к своему депутату, писать ему. Отчаявшись решить вопрос с УК, с чиновниками, накопив массу «отписок», избиратель может использовать полномочия депутата, настроить его на решение жизненно важных вопросов – ведь перед выборами он обещал быть помощником жителей!
Тем более взаимодействовать с городскими, да и с об-ластными депутатами должен Совет дома, чтобы эффективно вести свою работу по защите жилищных прав.
===============================================================================
Обращение
Рабочей группы «За жилищные права» Общественной палаты Свердловской области и СРО ОНФ к депутату Государственной думы П.В. Крашенинникову
по ряду актуальных вопросов жилищного
законодательства, состояния ЖКХ и управления многоквартирными домами
Это проект – его нужно доработать,
отредактировать.
Уважаемый Павел Владимирович, Вам хорошо известно, что государственная жилищная политика в сфере управления многоквартирными домами должна быть направлена
1) на обеспечение безопасного состояния многоквартирных домов,
2) на создание благоприятных условий для проживания гра-ждан в них при эффективном обслуживании многоквартирных домов,
3) на привлечение профессиональных исполнителей для оказания жилищных и коммунальных услуг, для выполнения необходимых работ в этой сфере.
За время действия «Стратегии развития ЖКХ в РФ на период до 2020 г.» в муниципалитетах удалось добиться некоторых успехов по тем ключевым вопросам управления многоквартирными домами, которые сформулировала Стратегия-2020.
Однако в системе реализации многих требований жилищного законодательства и государственных программ (по управлению об-щим имуществом МКД; по ответственности управляющих компа-ний, собственников жилых помещений, органов местного самоупра-вления за состояние жилфонда и др.) по-прежнему существуют большие проблемы и недоработки, носящие системный ха-рактер.
Об этом свидетельствуют серьёзные недостатки и просчёты в управлении многоквартирными домами, слабая работа органов местного самоуправления по обеспечению жилищных прав населения Екатеринбурга и муниципалитетов Свердловской области.
Особенно это касается
˃ неэффективности муниципального жилищного контроля,
˃ отсутствия применения Договора управления домом для выполнения обязательных требований в отношении услуг по управлению домом, работ по содержанию и ремонту общего имущества, не решается проблема установления договорной цены через решение общего собрания собственников помещений в МКД,
˃ безнаказанности УК при их грубом нарушении и неисполнении положений Жилищного и Гражданского кодексов РФ,
˃ беспомощности Советов домов в их противостоянии произволу управляющих компаний,
˃ неисполнения многих положений Указов президента РФ №600 (2012 г.) и №204 (2018 г.),
˃ слабой работы местных депутатов по защите жилищных прав избирателей,
˃ громоздкой и противоречивой системы общих собраний собственников помещений:
- излишне зарегулированы процедуры созыва и проведения общего собрания, способа голосования;
- перечень вопросов, решения по которым отнесены к компетенции общего собрания, постоянно расширяется, но отсутствует возможность делегирования полномочий общего собрания по принятию решений Совету дома;
- требования к количеству голосов, необходимых для принятия общим собранием решений, по большинству вопросов неоправданно завышены;
- установленные требования к оформлению протокола общего собрания и прилагаемым к нему документам излишне усложнены;
- требования по обязательному приложению к документам общего собрания Реестра собственников помещений в МКД трудновыполнимы;
- не обеспечены условия для реализации прав собственников помещений в МКД на управление принадлежащим им общим имуществом путем принятия решений общим собранием;
- решения общего собрания не являются для УК обязательными для исполнения.
Всё это приводит на практике к большим сложностям и затратам времени при подготовке и проведения общих собраний. В результате во многих домах даже годовое общее собрание не проводится (обязательное по закону!), не говоря уже о сезонных собраниях.
→ Отсутствует баланс интересов и ответственности участников управления многоквартирными домами: УК стремятся к прибыли любыми путями; а собственники помещений хотели бы получать качественные жилищные и коммунальные услуги. В отношениях УК к собственникам жилья действует правило: «Сначала заплати, а потом доказывай, что услуга не оказана».
→ Собственники помещений в МКД не являются полноценным «коллективным заказчиком» услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, а Договор управления домом превратился в фикцию.
→ У собственников помещений в МКД нет возможности формировать общие денежные средства для оплаты общих расходов на уп-равление, содержание и текущий ремонт общего имущества, обо-собленные от средств иных лиц (ведь платежи собственников ста-новятся средствами УК), соответственно, нет возможности контролировать эффективность и целевое расходование средств, в т.ч. их расходование на нужды именно данного МКД, а не других домов), не оплачивать услуги и работы в случае, если они не оказаны или не выполнены.
В настоящее время роль собственников помещений в МКД как «коллективного заказчика» услуг и работ искусственно огра-ничена и всё в бóльшей степени подменяется действиями и бездействиями УК и органов местного самоуправления.
Наша Рабочая группа считает, что для устранения отмеченных недостатков и просчётов в осуществлении жилищной поли-тики на муниципальном уровне необходимо решить следующие задачи:
- I–
на основе доработанного законодательства и систематизиро-ванного жилищного контроля обеспечить реализацию прав и обязан-ностей собственников помещений в МКД как коллективного заказ-чика услуг и работ, защиту экономических интересов собственников;
содействовать повышению информированности, активности и самоорганизации собственников помещений в каждом МКД;
обеспечить проведение регулярного повышения профессиона-льных компетенций руководителей и специалистов УК по качест-венному техническому обслуживанию многоквартирных домов;
привести меры административного воздействия органов муни-ципальной власти и Госжилинспекции - при нарушении управляющими компаниями обязательных требований к обслуживанию много-квартирных домов - в соответствие с жилищным законодательством и с последствиями его нарушения.
- II -
Необходимо пересмотреть и упростить требования к принятию решений общим собранием собственников помещений в МКД:
- при любой форме проведения общего собрания собственники помещений вправе использовать любой доступный им способ голосования и передачи решений, принятых в письменном виде по вопросам, поставленным на голосование, инициатору собрания, указанному в сообщении о собрании;
- сообщение о собрании должно содержать вопросы Повестки предстоящего собрания и проекты решений, которые будут поставлены на голосование;
- снизить требования к количеству голосов для принятия решений общим собранием до «большинства голосов участников общего собрания», имеющего кворум;
- определить вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, и право передачи общим собранием полномочий по принятию решений по другим вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, Совету дома; а в случаях, определенных законом, - управляющей компании;
- отменить требование об обязательности приложения Реестра собственников помещений в МКД к протоколу общего собрания;
- упростить требования к оформлению протокола общего собрания;
- отменить требование о передаче протокола общего собрания для хранения в ГЖИ, обеспечить архивное хранение копий документов общих собраний в форме электронных документов.
- III -
Для создания условий, обеспечивающих права и обязанности «коллективного собственника», защиту общих интересов и ба-ланс ответственности участников управления МКД за его безо-пасное состояние, необходимо:
- определить статус собственников помещений в МКД как гражданско-правового сообщества сособственников общего имущества в МКД, возникающего в силу закона, обладающего правоспособностью, близкой к правоспособности юридического лица, то есть право иметь банковский счёт для формирования общих средств сообщества сособственников общего имущества дома (фонд содержания общего имущества в МКД);
- вступать в отношения, заключать (на основании решения общего собрания) договоры с третьими лицами через Совет дома, собственника помещения в МКД или иное лицо, уполномоченное решением общего собрания;
- определить полномочия представителя сообщества сособственников общего имущества, Совета дома правом
заключения, подписания от имени всех сособственников общего имущества Договора управления домом, договоров оказания услуг, выполнения работ, иных договоров для содержания и ремонта общего имущества, осуществления контроля исполнения договорных обязательств привлеченными лицами,
распоряжения общими средствами сообщества сособственников общего имущества (средствами фонда содержания общего иму-щества на спецсчёте) для оплаты оказанных услуг, выполненных работ, других общих расходов в рамках Годового плана, утвержденного общим собранием;
- определить ответственность собственников помещений в МКД за надлежащее (безопасное) состояние принадлежащего им общего имущества в МКД;
определить меры, которые могут быть приняты собственниками помещений - по решению общего собрания - в отношении недобросовестного собственника помещения, не исполняющего своевременно и полностью обязанность по участию в общих расходах на содержание общего имущества.
Уважаемый Павел Владимирович,
приведённые здесь выводы и предложения исходят из практики обслуживания многоквартирных домов в Екатеринбурге, насчитывающем свыше 8,7 тысяч МКД, 200 частных управляющих компаний и около 400 ТСЖ/ТСН.
Администрация города и депутаты Гордумы на протяжении последних лет
не проводят систематической программной работы по повышению жилищно-правовой грамотности актива жителей МКД,
не занимаются реальным жилищным контролем за качеством обслуживания многоквартирных домов,
не изучают общественное мнение горожан о работе управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций,
игнорируют исполнение требований Жилищного и Гражданского кодексов РФ, касающихся жилищных проблем.
Мы надеемся на Ваше понимание ситуации, на организацию работы по решению/устранению названных проб-лем.
=======================================================================
Состояние многоквартирного дома и школа:
какое сотрудничество возможно между активом жителей и педагогами?
С 2014 года во всех городах-миллионниках страны (Новосибирск, Пермь, Омск, Ростов, Казань и др.) старшеклассникам преподаются правовые, экономические, технические, социально-психологические основы ЖКХ. А в Екатеринбурге нет такой практики.
Где живёт школьник, как он относится к своему дому, что знает о жилищных и коммунальных услугах, умеет ли общаться с соседями, готов ли беречь общее имущество своего дома,.. - это жизненно значимые вопросы, ответы на которые могли бы помочь разобраться, кто растёт на наших глазах.
Как отвечают на эти вопросы родители и педагоги?
Чтобы реализовать проект «Современные родители», в 2018 году правительство РФ предложило разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей. На 2024 год намечено во всех субъектах РФ открыть Центры социально-педагогической, правовой, экономической помощи родителям.
А как можно ответить на поставленный в нашей повестке вопрос – о сотрудничестве актива жителей и педагогов в жилищно-правовом просвещении старшеклассников?
А. И. Рудных