• Register

shgp-1 0

Продолжаем публиковать (в рамках реализации партпроекта "Школа грамотного потребителя" в Октябрьском районе) просветительские материалы по ЖКХ и местному самоуправлению, подготовленные Александрой Ивановной Рудных - руководителем Рабочей группы «За жилищные права» Комиссии «Жильё и городская среда», активистом Октябрьского местного отделения "Единой России". На заседании рабочей группы, прошедшем 28 августа в Общественной палате Свердловской области, общественники обсудили актуальные вопросы:

1. Как работать с депутатами Городской думы по проблемам улучшения качественного содержания общего имущества домов?

2. Обращение Рабочей группы к депутату Государственной думы от Свердловской области П.В. Крашенин-никову с предложениями по улучшению системы упра-вления многоквартирными домами.

3. Какое сотрудничество Совета дома, актива жителей возможно и необходимо с ближайшей школой по вопро-сам жилищно-правового просвещения старшеклассников?

Как избирателям и активу жителей

работать, сотрудничать с депутатами?

В сентябре 2018 г. в Екатеринбурге был избран новый состав Го-родской думы. Уже почти год она направляет социально-экономи-ческое развитие города, в том числе и его жилищно-коммунального хозяйства.

По Положению о Городской думе каждый депутат должен активно работать с избирателями своего округа:

- планировать свою деятельность в округе,

- вести приём жителей,

- изучать их проблемы,

- помогать, организовывать помощь в решении этих проблем,

- формировать актив из числа наиболее ответственных граждан.

Вы знаете, что жители нашего города проблемы ЖКХ, работы УК, качества обслуживания и содержания домов ставят на первое место.

Значит, совместную работу со своим депутатом есть смысл посвятить, прежде всего, решению жилищных проблем, опираясь на статьи 20 и 165 Жилищного кодекса РФ – ещё раз прочитайте эти статьи!

Как правило, избирателя волнует не «вообще» организация ЖКХ - его беспокоит,

как улучшить содержание своего дома, своей квартиры,

как добиться справедливого начисления платы за жилищные и коммунальные услуги,

как призвать к ответственности УК за плохую работу,

как добиться капитального ремонта своего дома и т.п.

Вот с чем избиратели могут приходить к своему депутату, писать ему. Отчаявшись решить вопрос с УК, с чиновниками, накопив массу «отписок», избиратель может использовать полномочия депутата, настроить его на решение жизненно важных вопросов – ведь перед выборами он обещал быть помощником жителей!

Тем более взаимодействовать с городскими, да и с об-ластными депутатами должен Совет дома, чтобы эффективно вести свою работу по защите жилищных прав.

===============================================================================

Обращение

Рабочей группы «За жилищные права» Общественной палаты Свердловской области и СРО ОНФ к депутату Государственной думы П.В. Крашенинникову

по ряду актуальных вопросов жилищного

законодательства, состояния ЖКХ и управления многоквартирными домами

Это проект – его нужно доработать,

отредактировать.

Уважаемый Павел Владимирович, Вам хорошо известно, что государственная жилищная политика в сфере управления многоквартирными домами должна быть направлена

1) на обеспечение безопасного состояния многоквартирных домов,

2) на создание благоприятных условий для проживания гра-ждан в них при эффективном обслуживании многоквартирных домов,

3) на привлечение профессиональных исполнителей для оказания жилищных и коммунальных услуг, для выполнения необходимых работ в этой сфере.

За время действия «Стратегии развития ЖКХ в РФ на период до 2020 г.» в муниципалитетах удалось добиться некоторых успехов по тем ключевым вопросам управления многоквартирными домами, которые сформулировала Стратегия-2020.

Однако в системе реализации многих требований жилищного законодательства и государственных программ (по управлению об-щим имуществом МКД; по ответственности управляющих компа-ний, собственников жилых помещений, органов местного самоупра-вления за состояние жилфонда и др.) по-прежнему существуют большие проблемы и недоработки, носящие системный ха-рактер.

Об этом свидетельствуют серьёзные недостатки и просчёты в управлении многоквартирными домами, слабая работа органов местного самоуправления по обеспечению жилищных прав населения Екатеринбурга и муниципалитетов Свердловской области.

Особенно это касается

˃ неэффективности муниципального жилищного контроля,

˃ отсутствия применения Договора управления домом для выполнения обязательных требований в отношении услуг по управлению домом, работ по содержанию и ремонту общего имущества, не решается проблема установления договорной цены через решение общего собрания собственников помещений в МКД,

˃ безнаказанности УК при их грубом нарушении и неисполнении положений Жилищного и Гражданского кодексов РФ,

˃ беспомощности Советов домов в их противостоянии произволу управляющих компаний,

˃ неисполнения многих положений Указов президента РФ №600 (2012 г.) и №204 (2018 г.),

˃ слабой работы местных депутатов по защите жилищных прав избирателей,

˃ громоздкой и противоречивой системы общих собраний собственников помещений:

- излишне зарегулированы процедуры созыва и проведения общего собрания, способа голосования;

- перечень вопросов, решения по которым отнесены к компетенции общего собрания, постоянно расширяется, но отсутствует возможность делегирования полномочий общего собрания по принятию решений Совету дома;

- требования к количеству голосов, необходимых для принятия общим собранием решений, по большинству вопросов неоправданно завышены;

- установленные требования к оформлению протокола общего собрания и прилагаемым к нему документам излишне усложнены;

- требования по обязательному приложению к документам общего собрания Реестра собственников помещений в МКД трудновыполнимы;

- не обеспечены условия для реализации прав собственников помещений в МКД на управление принадлежащим им общим имуществом путем принятия решений общим собранием;

- решения общего собрания не являются для УК обязательными для исполнения.

Всё это приводит на практике к большим сложностям и затратам времени при подготовке и проведения общих собраний. В результате во многих домах даже годовое общее собрание не проводится (обязательное по закону!), не говоря уже о сезонных собраниях.

Отсутствует баланс интересов и ответственности участников управления многоквартирными домами: УК стремятся к прибыли любыми путями; а собственники помещений хотели бы получать качественные жилищные и коммунальные услуги. В отношениях УК к собственникам жилья действует правило: «Сначала заплати, а потом доказывай, что услуга не оказана».

Собственники помещений в МКД не являются полноценным «коллективным заказчиком» услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, а Договор управления домом превратился в фикцию.

У собственников помещений в МКД нет возможности формировать общие денежные средства для оплаты общих расходов на уп-равление, содержание и текущий ремонт общего имущества, обо-собленные от средств иных лиц (ведь платежи собственников ста-новятся средствами УК), соответственно, нет возможности контролировать эффективность и целевое расходование средств, в т.ч. их расходование на нужды именно данного МКД, а не других домов), не оплачивать услуги и работы в случае, если они не оказаны или не выполнены.

В настоящее время роль собственников помещений в МКД как «коллективного заказчика» услуг и работ искусственно огра-ничена и всё в бóльшей степени подменяется действиями и бездействиями УК и органов местного самоуправления.

Наша Рабочая группа считает, что для устранения отмеченных недостатков и просчётов в осуществлении жилищной поли-тики на муниципальном уровне необходимо решить следующие задачи:

- I

на основе доработанного законодательства и систематизиро-ванного жилищного контроля обеспечить реализацию прав и обязан-ностей собственников помещений в МКД как коллективного заказ-чика услуг и работ, защиту экономических интересов собственников;

содействовать повышению информированности, активности и самоорганизации собственников помещений в каждом МКД;

обеспечить проведение регулярного повышения профессиона-льных компетенций руководителей и специалистов УК по качест-венному техническому обслуживанию многоквартирных домов;

привести меры административного воздействия органов муни-ципальной власти и Госжилинспекции - при нарушении управляющими компаниями обязательных требований к обслуживанию много-квартирных домов - в соответствие с жилищным законодательством и с последствиями его нарушения.

- II -

Необходимо пересмотреть и упростить требования к принятию решений общим собранием собственников помещений в МКД:

- при любой форме проведения общего собрания собственники помещений вправе использовать любой доступный им способ голосования и передачи решений, принятых в письменном виде по вопросам, поставленным на голосование, инициатору собрания, указанному в сообщении о собрании;

- сообщение о собрании должно содержать вопросы Повестки предстоящего собрания и проекты решений, которые будут поставлены на голосование;

- снизить требования к количеству голосов для принятия решений общим собранием до «большинства голосов участников общего собрания», имеющего кворум;

- определить вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, и право передачи общим собранием полномочий по принятию решений по другим вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, Совету дома; а в случаях, определенных законом, - управляющей компании;

- отменить требование об обязательности приложения Реестра собственников помещений в МКД к протоколу общего собрания;

- упростить требования к оформлению протокола общего собрания;

- отменить требование о передаче протокола общего собрания для хранения в ГЖИ, обеспечить архивное хранение копий документов общих собраний в форме электронных документов.

- III -

Для создания условий, обеспечивающих права и обязанности «коллективного собственника», защиту общих интересов и ба-ланс ответственности участников управления МКД за его безо-пасное состояние, необходимо:

- определить статус собственников помещений в МКД как гражданско-правового сообщества сособственников общего имущества в МКД, возникающего в силу закона, обладающего правоспособностью, близкой к правоспособности юридического лица, то есть право иметь банковский счёт для формирования общих средств сообщества сособственников общего имущества дома (фонд содержания общего имущества в МКД);

- вступать в отношения, заключать (на основании решения общего собрания) договоры с третьими лицами через Совет дома, собственника помещения в МКД или иное лицо, уполномоченное решением общего собрания;

- определить полномочия представителя сообщества сособственников общего имущества, Совета дома правом

заключения, подписания от имени всех сособственников общего имущества Договора управления домом, договоров оказания услуг, выполнения работ, иных договоров для содержания и ремонта общего имущества, осуществления контроля исполнения договорных обязательств привлеченными лицами,

распоряжения общими средствами сообщества сособственников общего имущества (средствами фонда содержания общего иму-щества на спецсчёте) для оплаты оказанных услуг, выполненных работ, других общих расходов в рамках Годового плана, утвержденного общим собранием;

- определить ответственность собственников помещений в МКД за надлежащее (безопасное) состояние принадлежащего им общего имущества в МКД;

определить меры, которые могут быть приняты собственниками помещений - по решению общего собрания - в отношении недобросовестного собственника помещения, не исполняющего своевременно и полностью обязанность по участию в общих расходах на содержание общего имущества.

Уважаемый Павел Владимирович,

приведённые здесь выводы и предложения исходят из практики обслуживания многоквартирных домов в Екатеринбурге, насчитывающем свыше 8,7 тысяч МКД, 200 частных управляющих компаний и около 400 ТСЖ/ТСН.

Администрация города и депутаты Гордумы на протяжении последних лет

не проводят систематической программной работы по повышению жилищно-правовой грамотности актива жителей МКД,

не занимаются реальным жилищным контролем за качеством обслуживания многоквартирных домов,

не изучают общественное мнение горожан о работе управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций,

игнорируют исполнение требований Жилищного и Гражданского кодексов РФ, касающихся жилищных проблем.

Мы надеемся на Ваше понимание ситуации, на организацию работы по решению/устранению названных проб-лем.

=======================================================================

Состояние многоквартирного дома и школа:

какое сотрудничество возможно между активом жителей и педагогами?

С 2014 года во всех городах-миллионниках страны (Новосибирск, Пермь, Омск, Ростов, Казань и др.) старшеклассникам преподаются правовые, экономические, технические, социально-психологические основы ЖКХ. А в Екатеринбурге нет такой практики.

Где живёт школьник, как он относится к своему дому, что знает о жилищных и коммунальных услугах, умеет ли общаться с соседями, готов ли беречь общее имущество своего дома,.. - это жизненно значимые вопросы, ответы на которые могли бы помочь разобраться, кто растёт на наших глазах.

Как отвечают на эти вопросы родители и педагоги?

Чтобы реализовать проект «Современные родители», в 2018 году правительство РФ предложило разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей. На 2024 год намечено во всех субъектах РФ открыть Центры социально-педагогической, правовой, экономической помощи родителям.

А как можно ответить на поставленный в нашей повестке вопрос – о сотрудничестве актива жителей и педагогов в жилищно-правовом просвещении старшеклассников?

А. И. Рудных


© СРО ВПП "Единая Россия"